Общественное устройство, хозяйство, культура гуннов.
Гунны в Европе.
Великое переселение хуннов.
В 93 г н.э. хунну проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан.
В II-III в. до н.э. хунну достигли южно – русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. С проникновения гуннов во главе с Аттилой в европу начинается «Великое переселение народов». Гунны во главе с Аттилой произвели опустошительные набеги на европейские страны. В 448 г войско гуннов разгромило Восточно-Римскую империю и восточно-римского император, был вынужден согласиться на позорное соглашение с Аттилой. Войско Аттилы в 200 тыс человек растеклись по Балканскому полуостову, 70 городов Греции были сожжены и разграблены.
При Атилле империя гуннов достигла своего могущества:
· Освободил Европу от господства Рима;
· Способствовало крушению рабовладельческого строя;
· Усилило военно-демократическую систему.
В 451 голу объеденное римско – германское войско выступило против гуннов. Недалеко от города Труа в Каталаунской долине в Галлии произошла знаменитая битва, получившая название «Битва народов», где войско Атиллы потерпело поражение.
После смерти Атиллы в 453 году его держава распалась.
Основное занятие – кочевое скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корму. Заготовка на зиму не делалась.
Хунну так же занимались земледелием, охотой.
Высокого развития достигло военное дело. Основа войска – подвижная конница. Оружие – лук и стрелы, щиты были круглой и овальной формы в виде деревянной рамы.
В хуннском обществе были сильные черты патриархально – родовых отношений:
Титул правителя – шаньюй, был неограниченным монархом.
Заместитель правителя – темники, количество которых было 24 (князья, которые являлись сыновьями, братьями, родственниками шаньюя). Должности и высшие чины у хунну имело наследственный характер.
Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины.
Народное собрание, которое собиралось 3 раза в год и совет старейшин решали государственные дела.
Для содержания управленческого аппарата взимались налоги.
В хуннском обществе появились частно – семейная и личная собственность на скот и землю.
В III – V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля» Основной материал – золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов.
1. Инкрустация – вставки из цветных камней;
2. Зернь- запаивание золотых шариков на основу;
3. Скань – запаивание витой проволочки;
4. Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль – заливка отдельных гнезд специальным составом.
Полихромный стиль сменил скифо –сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относиться к началу I тыс.до н.э. уже в 7-5 в до н.э. в Казахстане были известны два технических приема – и инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды) и Западно Казахстана (Бесоба) а так же в погребениях Алакульской впадины.
Заимствованная в начале I тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, это сложная и тонкая техника передавалась древними азиатским ювелирами из поколения в поколение достигнув расцвета в VI-V вв н.э. полихромный стиль дожил до наших дней.
С появлением племен хунну в Казахстане связано:
Проникновение большой группы тюркоязычных племен;
Проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей;
Проникновение полихромного стиля в искусстве.
Таким образом, объединения уйсуней канглов и хунну достигли уровня государственности. Об этом говорят следующие признаки перехода к государственному строю присущее всем эти обществам
· Наличие определенных территориальных владений.
· Появление частной собственности на скот и землю.
· Существование примитивного бюрократического аппарата
· Введение налога как формы эксплуатации
· Наличие права.
Модуль ІІ.
«Казахстан в средневековье»