I. Генезис капитализма. Образование колониальной системы.


 

От средних веков к Новому времени. В XIV-XV вв. феодальное общество в Западной Европе вступило в последнюю стадию своего развития, получившего название позднего средневековья. В это время происходит деформация экономической, социальной и политической жизни общества. Силой, инициировавшей этот процесс, была городская экономика, прочно связанная с товарно-денежными отношениями. Происходит разложение феодальных отношений и зарождение капитализма. Страны Западной Европы вступают в период Нового времени.

Понятие «Новое время» появилось в эпоху Возрождения и связывалось с развитием личности, науки и культуры. Гуманисты считали, что человечество вступило в особый – Новый период своего развития. В западноевропейских университетах деление всемирной истории на древнюю историю, средние века и новое время стало традиционным с конца XVII в. Историческая наука пользуется данной периодизацией до сих пор. В XX веке появилось понятие «новейшая» или «современная история».

Начало Нового времени происходит на рубеже XV-XVI вв. С ним связаны такие события, как открытие Америки, Реформация, Нидерландская буржуазная революция. Новая история завершается в начале XX в. Рубежом между новой и новейшей (современной) историей принято считать первую мировую войну 1914-1918гг. В свою очередь Новое время делится на два периода Великой французской революции конца XVIII в., которая оказала огромное влияние не только на развитие французской, но и всей мировой истории.

В начальный период Нового времени происходит зарождение современной науки. Крупные успехи были достигнуты в области естествознания, в географии и астрономии.

Далекие морские экспедиции расширяли пространственные представления людей, заставляли изучать направления ветра, течения, климат. Была освоена техника определения географической долготы и широты, создана достоверная карта Европы.

В области астрономии революционную роль сыграл великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Его книга «О вращении небесных сфер» обосновывала гелиоцентрическую идею, согласно которой Земля не является центром мира, а вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца наряду с другими планетами. Взгляды Коперника пропагандировал великий итальянский ученый Джордано Бруно (1548-1600).Он также выдвинул идею о существовании в бескрайней Вселенной множества систем, подобных солнечной.

В XVII в. в Европе произошла научная революция, которая привела к созданию новой естественнонаучной картины мира, окончательно сменившей его средневековое ведение. Возникли новые методы и принципы научного познания.

Так, немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630) обосновал и развил гелиоцентрическое учение Коперника, открыл три закона движения планет. Итальянец Галилео Галилей (1564-1642) экспериментально подтвердил идеи Коперника. Он сконструировал телескоп для наблюдения небесных тел, который увеличивал размеры наблюдаемого объекта в 32 раза. Английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727) открыл закон всемирного тяготения, который не только завершил гелиоцентрическое представление о солнечной системе, но и дал обоснование многим процессам, происходившим во Вселенной, стал основой единой физической картины мира.

Зарождение капиталистических отношений. Существенные сдвиги происходят и в области экономики. Во всех основных отраслях промышленного производства были значительно усовершенствованы орудия труда и технология производства. Наиболее значительным был прогресс в добывающей и обрабатывающей отраслях. Появилось довольно сложное для своего времени оборудование для шахт, в металлургической промышленности вместо небольших горнов стали строить более высокие, воздух в которые подавался с помощью водяного колеса. В металлообработке были усовершенствованы молоты, в текстильной промышленности вместо примитивного вертикального станка появляется горизонтальный ткацкий станок. С появлением свободного капитала возникли мастерские или предприятия, получившие название мануфактуры (от лат. Manus-рука, factura-изготовлять). Их хозяевами становились разбогатевшие купцы или предприниматели. Характерными признаками мануфактуры стали разделение труда и использование наемных рабочих.

Большие сдвиги произошли в средствах перемещения, особенно на морском транспорте. Появление в начале XVI в. огнестрельного оружия привело к настоящей революции в военном деле. С началом книгопечатания появилась новая отрасль – типографское дело; стали изготовлять очки и часы. Дальнейшее развитие техники и технологии, хотя и не такое быстрое, происходило и в сельском хозяйстве.

На основе прогресса в материальном производстве происходили перемены в хозяйственных отношениях. Если раньше значительная часть населения вела натуральное хозяйство, то теперь возросла роль товарно-денежных отношений. Одновременно расширяется внутренний рынок, где одним из главных лиц становится купец. Усложняется денежное обращение, появляются новые виды торговых сделок и соглашений, биржа превращается в место операций с товарами и ценными бумагами, развиваются кредит и банковское дело. Все это способствует появлению свободного капитала – одного из решающих условий возникновения в недрах феодального общества капиталистического уклада. Формируются классы буржуазии и наемных рабочих.

В результате глубоких сдвигов в экономической и социальной структуре общества изменилась форма феодального государства – сословная монархия в большинстве европейских стран уступила место абсолютизму. Король не только сосредоточил в своих руках высшую государственную власть, но и подчинил своему господству церковь. Феодальная знать и дворянство, боясь потерять свои экономические и политические привилегии, вели борьбу против усиления королевской власти. Монархия же искала опору в оппозиционной феодалам политической силе – буржуазии. Буржуазия предоставляла абсолютной монархии финансовые средства, а взамен получала блага от протекционистской и меркантилистской политики абсолютизма. Такой союз вполне устраивал буржуазию, так как позволил ей упрочить свои позиции.

Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Однако исторически прогрессивное воздействие феодально-абсолютистская монархия оказывала недолго. Когда буржуазия окрепла и начала заявлять притязания на политическую власть, абсолютизм перешел к политике подавления и ограбления буржуазии. В свою очередь буржуазия, выражавшая интересы прогрессивных слоев общества, повела открытую борьбу против абсолютизма и сил феодальной реакции. Этот непримиримый конфликт нашел свое разрешение в буржуазных революциях.

Революции нового времени. Очагом первой европейской буржуазной революции стали Нидерланды. Основными причинами ее были раннее развитие капитализма и гнет испанской короны, под властью которой в это время находились Нидерланды. В первой половине XVI в. сложилось глубокое противоречие между буржуазным развитием Нидерландов и политическим режимом феодальной Испании. Это придало буржуазной революции национально-освободительный оттенок.

Восстание началось в 1566г. и с небольшими перерывами продолжалось до 1579г. На его подавление была направлена 18-тысячная армия герцога Альба. Восстание закончилось победой лишь наполовину. В январе 1579г. была заключена Утрехтская уния, которая положила начало существованию семи Соединенных провинций Нидерландов. Так возникла на севере страны первая буржуазная республика, ядром которой стала Голландия. Южные Нидерланды еще длительное время находились под властью Испании и в будущем стали называться Бельгией. Нидерландская буржуазная революция носила локальный характер и сыграла большую роль для развития капитализма собственно в Голландии. Гораздо большее значение для Европы и других континентов мира имела английская буржуазная революция 1640-1660гг. Она была первой буржуазной революцией «европейского масштаба», которая нанесла сокрушительный удар по феодализму и продолжила путь быстрому развитию капитализма. Английская буржуазия получила доступ к власти и свободу предпринимательской деятельности. Были открыто объявлены буржуазные порядки, которые в дальнейшем пришли на смену феодальным и в других странах Западной Европы.

Образование колониальной системы. С развитием капитализма тесно связано начало колониальных захватов. Быстро распространяющиеся товарно-денежные отношения сделали золото главным мерилом богатства. Небольшие запасы драгоценных металлов в Европе толкали европейцев к поиску новых земель, богатых золотом.

Понятие «колонизация» и «колониализм» имеют два значения. В широком смысле слово «колонизация» означает создание на чужой территории поселений жителей какой-либо другой страны. В узком смысле оно означает захват чужой территории с целью эксплуатации местного населения. Первыми из европейских стран на путь колониальных захватов стали Испания и Португалия. Наибольший интерес у них вызывали богатые страны Востока. Однако широкое проникновение европейцев на Восток стало возможным только после экспедиции Васко да Гамы, открывшей морской путь в Индию в обход Африки. До конца XVI в. в связях с Востоком доминировали португальцы. В XVII в. проникновение на Восток начали голландцы, французы, англичане.

Наибольшего успеха колонизаторы добились в тех регионах, где не существовало сильных государств. В тех же странах, где сложились мощные централизованные государства, европейцам длительное время не удавалось установить свое господство. Вначале им удалось создать свои опорные пункты в ряде стран – Японии, Китае, Бирме, однако к концу XVIII в. почти отовсюду колонизаторы были изгнаны.

Первоначально эксплуатация колоний велась путем грабежа, который особенно хорошо использовали португальцы и испанцы. Голландцы, французы и англичане, закрепившись на Востоке, стали на путь развития торговли, вывозя из восточных стран товары, пользующиеся спросом в Европе. Постепенно торговля превратилась в главный вид отношений между Западом и Востоком, оттеснив грабежи на второе место. Именно поэтому период XVI-XVII вв. получил название периода торговой экспансии европейцев на Востоке.

Следует отметить, что европейское проникновение на Восток в это время мало беспокоило правителей восточных стран. Восток превосходил Запад по своей экономической и военной мощи. Кроме того, местные правители были заинтересованы в торговле с Западом, которая приносила им немалые доходы. Султаны Османской империи даже поощряли торговые контакты с европейцами, предоставляя европейским купцам значительные льготы.

Восточных правителей беспокоила не столько возможность войны с европейцами, сколько их культурное влияние, в котором виделась угроза существующим порядкам. Во-первых, распространявшееся на Востоке христианство могло быть использовано оппозицией. Во-вторых, европейцы приносили с собой новые ценности и моральные нормы: индивидуализм, свободу личности, стремление к активной деятельности и т. д. Именно поэтому правители Японии, Китая, Кореи в XVI-XVII вв. стали на путь самоизоляции от внешнего мира. Однако эта самоизоляция не была абсолютной. Ограниченная торговля с европейцами сохранялась, но была поставлена под строжайший государственный контроль.

В целом проникновение европейцев на Восток объективно имело прогрессивное значение, поскольку вело к преодолению изолированности двух центров мировой цивилизации. В то же время этот процесс приобрел вид колониальных захватов, ограбление подчиненных народов. В XVI-XVII вв. эти негативные последствия колонизации только начинали проявляться. Восток в это время был достаточно сильным, чтобы дать в случае необходимости отпор колонизаторам. Тем не менее, европейцы сумели закрепиться в восточных странах, постоянно расширяя зону своего владения. Дальнейшее развитие колониализма зависело от того, как ответит Восток на колониальное проникновение.

Таким образом, в XVI-XVII вв. в странах Западной Европы происходят важнейшие события, определившие основные направления развития мировой цивилизации. Зарождается капитализм, совершаются буржуазные революции, начинается образование колониальной системы. В сферу международных отношений втягиваются страны Востока.

 

II. Люблинская уния 1569 г. Государственное устройство Речи Посполитой; развитие феодальных отношений.

 

Борьба за гегемонию в Восточной Европе. Значительные изменения в этот период происходят и в странах Восточной Европы. К началу Нового времени здесь сложились такие крупные государства, как Королевство Польское, Великое княжество Литовское и Московское государство. Характерной чертой развития этих стран на длительное время стала борьба за гегемонию в Восточной Европе.

Так, Сигизмунд I «Старый», являясь королем польским и Великим князем литовским с 1507 г. вел неудачную войну с Москвой, которой в 1514 г. удалось вернуть Смоленск. В 1519 г. магистр Тевтонского ордена, пытаясь избавиться от ленной зависимости, так же начал войну с Польшей. Польское войско опустошила орденские земли до самого Кенигсберга, но Сигизмунд I вместо присоединения их к Польше согласился на превращение Ордена в светское государство. В 1525 г. было провозглашено прусское государство с вассальной зависимостью от Польши. Кроме войн с Москвой и Орденом Польше постоянно приходилось защищать от набегов крымских татар земли Галицкой Руси, Подолии и Волыни.

Великое княжество Литовское также постоянно защищало свою независимость в борьбе с крымскими татарами. Достаточно сказать, что только в первой половине XVI в. насчитывается 45 набегов крымских татар. Однако главный противник белорусско-литовского государства в это время был на востоке. Еще с конца XV в. Москва приписывает себе роль преемницы Киева, а также преемницы Византии и главой всех православных христиан Восточной Европы. Это способствовало открытой агрессии Московского государства против своего западного соседа.

Первая половина XVI ст. была заполнена войнами между Великими княжествами Московским и Литовским. Боевые действия велись в 1500-1503 гг., 1506-1508, 1512-1522, 1534-1537 гг. С одной и с другой стороны были победы и поражения. Москва также инспирировала внутренние конфликты в белорусско-литовском государстве. Вся захватническая политика Московского государства осуществлялась под эгидой защиты православия.

Стремясь к получению выхода к Балтийскому морю, московский царь Иван IV в 1558 г. вступил в вооруженный конфликт с Ливонским орденом и занял ряд важнейших крепостей. Это усилило позиции Московского государства в Ливонии и создало угрозу землям белорусского Подвинья. Поэтому великий князь литовский Сигизмунд II Август 31 августа 1559 г. принял земли Ливонии под свой протекторат. Однако после того как в ливонскую проблему вмешались Дания и Швеция, 28 ноября 1561 г. в Вильно было подписано новое соглашение, по которому владения Ливонского ордена переходили в совместное владение Польши и Великого княжества Литовского.

Военные действия между Московским государством и непосредственно Великим княжеством Литовским начались летом 1561 г., и вскоре были перенесены на территорию Беларуси. В 1562 г. московское войско стояло возле стен Витебска, Орши, Шклова. 15 февраля 1563 г. был захвачен Полоцк. До столицы государства Вильно оставалось около двухсот километров.

Силы ВКЛ были на пределе возможного, войны вытянули из казны все средства. Срочно требовался союзник. В первую очередь взгляд был обращен на запад. Почему? ВКЛ имело значительный опыт сожительства с Польшей (десятки уний и договоров со времен Ягайлы до Сигизмундов). К тому же Польша сама стремилась к унии. Во-первых, многочисленной польской шляхте стало тесно в королевстве, и они стремились расширить свои владения за счет земель Великого княжества Литовского. Во-вторых, Польша являлась самым мощным католическим бастионом в Восточной Европе, и именно ей Ватиканом отводилась главная роль в экспансии католицизма на восток. В то же время союз с Московским государством после опричнины и подчинения боярства царю стал практически невозможным. Тем не менее, Ливонская война только приблизила союз Польши и Великого княжества Литовского. Важнейшей предпосылкой являлся острый внутриполитический кризис в ВКЛ в 60-е годы XVI в. Он был вызван открытым противостоянием между магнатами и шляхтой. Магнаты сконцентрировали в своих руках почти неограниченную власть и безраздельно господствовали в высшем органе сословного представительства - сейме. Шляхта стремилась к ликвидации крупных феодалов. В этом смысле для нее особенно был привлекательным пример соседней Польши с характерными для этого государства шляхетскими вольностями.

В 1562 гг. под Витебском состоялся сейм. Его участники обратились к королю и великому князю литовскому с просьбой собирать общий с поляками сейм, на котором совместно избирать короля, сообща решать вопросы защиты государства, а также пользоваться одинаковыми правами. Вопросы унии рассматривались на Виленском сейме 1563 г. Переговоры также велись на Варшавском сейме 1563-1564 гг., Бельском (1564 г.) и Брестском (1566 г.) сеймах. Стремление шляхты ВКЛ, в том числе и белорусской, к более тесному сближению с Польшей вызвало серьезную озабоченность власть предержащих крупных феодалов. Однако им не удалось изменить пропольские настроения шляхты; вопрос заключения унии был предрешен.

Люблинская уния. 10 января 1569 г. начался Люблинский сейм, который продолжался почти шесть месяцев. Каждая из сторон выдвигала свои условия, которые не принимались противоположной. А когда послы Великого княжества увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых для них условиях, 1 марта 1569 г. они покинули Люблин. Тогда Польша пошла на демонстрацию силой. Используя тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, польские феодалы добились от Сигизмунда II Августа издание указов о присоединении к королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья и Киевшины. Хотя эти акты и были противоправными, однако ВКЛ в сложившейся ситуации не могло идти на военный конфликт с Польшей.

Территория Княжества сузилась до границ Беларуси и Литвы. Причем на значительной их части хозяйничало московское войско. В этих условиях представители ВКЛ вынуждены были снова сесть за стол переговоров.

1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии. По условии унии образовалось новое государство – Речь Посполитая, «в которой оба народа объединяются в один народ и единое государство». Высшим ее органом провозглашался общий сейм, который мог собираться только на территории Польши. Отдельных сеймов как для королевства, так и для Великого княжества не предусматривалось. Отменялось также отдельное избрание короля польского и великого князя литовского. Их функции отныне должны были совмещаться единым монархом.

К вопросам общей компетенции относилась внешняя политика. Разрешалось свободное приобретение земельной собственности на всей территории Речи Посполитой, независимо от места проживания приобретавшего землю. Все прежние законы и акты, направленные против интересов одной из частей новой федерации, должны были быть упразднены.

Вместе с тем Великому княжеству не отводилась роль польской колониальной окраины. Здесь полностью сохранялся административный аппарат, отдельное от Польши законодательство и судебные органы. ВКЛ имело право эмиссии одинаковой с Польшей монеты, таможенную систему, вооруженные силы, титул, герб и государственную печать.

Таким образом, Люблинская уния не поглощала Польшей ВКЛ. Речь Посполитая была федерацией соседних государств, в которой Княжество существовало до конца XVIII ст. – времени раздела РП Российской империей, Австрией и Пруссией. Другое дело, что Польша, которая в то время была в лучшем политическом и экономическом положении и поэтому владела внутриполитической инициативой в Речи Посполитой, могла осуществлять великодержавную политику по отношению к населению ВКЛ.

Полонизация. В конце XVI- начале XVII вв. правительство Речи Посполитой проводило на территории Беларуси целенаправленную политику полонизации и насаждала идеи католицизма. Это стало возможным потому, что сейм в ВКЛ юридически перестал существовать, а в общий сейм РП из 180 делегатов от ВКЛ присутствовало только 46 (в том числе 34 из Беларуси). Наблюдается политическая дискриминация, которая дополнялась экономической. Безусловно, такое положение порождало у большей части господствующего класса ВКЛ антипольские настроения. Они проявлялись в резком неприятии крупной и мелкой шляхтой как унии, так и вообще политики польских королей. В противовес Люблинскому акту об унии на протяжении 70-80-ых гг. XVI в. в Великом княжестве регулярно собирались общегосударственные сеймы, а с 1582 г. начинает функционировать Главный трибунал ВКЛ.

Однако самым мощным всплеском государственной независимости Великого княжества Литовского, Русского и Жамоитского была принятие Статута 1588 г., который, по сути, отменял многие статьи Люблинской унии. Показательно уже то, что в Статуте ни разу не упоминается акт унии. В соответствии с этим законодательным документом, который действовал на территории Беларуси до 1840 г., ВКЛ представало самостоятельным государством не только с отдельными законами, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами. Более того, статья I – ого раздела IV Статута утверждала в отличии от Польши, где языком правовых документов была латиница, государственность старобелорусского языка.

В дальнейшем влиятельными кругами ВКЛ неоднократно предпринимались попытки полностью отделиться от Польши. В 50-е г. XVII в. энергичные шаги в этом направлении предприняли Радзивиллы, в конце XVII в. – Сапеги. Правительство Речи Посполитой вынуждено было пойти на дальнейшие уступки шляхте Великого княжества. В 1673 г. было принято решение о проведении каждого третьего сейма Речи Посполитой на территории княжества, в белорусском городе Гродно, под председательством одного из местных депутатов.

Успехи феодалов ВКЛ в уравнивании их в правах с польской шляхтой обусловили тенденцию к созданию на территории Речи Посполитой своеобразной общности – «польского народа шляхетского». Белорусские шляхтичи не только добивались тех же прав, которыми пользовалась шляхта в Польше, но и перенимали польские обычаи, язык и культуру, становясь чуждыми простому народу. В 1696г. права великокняжеских и польских феодалов окончательно уравнялись, но одновременно был отменен официальный статус белорусского языка.

Сельское хозяйство Беларуси. С образованием Речи Посполитой происходят важные изменения в социально-экономическом развитии Беларуси. Экономика белорусских земель в XVI – первой половине XVII вв. переживала подъем. В сельском хозяйстве расширялись площади обрабатываемых земель, распространялись более прогрессивные способы их обработки. Постепенно усовершенствовалась культура земледелия.

Основной отраслью сельского хозяйства являлось растениеводство. Выращивались зерновые культуры (озимая рожь, овес, гречка, ячмень, пшеница и др.), бобовые (горох, чечевица) и прядильные (лен, конопля). Урожайность в это время составляла примерно четыре центнера с гектара. В животноводстве разводили преимущественно крупный рогатый скот – волов и лошадей. Вместе с тем важную роль играло разведение свиней, овец, коз, домашней птицы. В качестве вспомогательных занятий развивались различные промыслы (рыболовство, бортничество, охота) и домашнее ремесло. Эти занятия обеспечивали население медом, воском, рыбой, мясом, одеждой, обувью и частично хозяйственным инвентарем.

Феодальные отношения. Главное средство производства – земля – находилась в собственности феодалов. Она была материальной основой их экономического и политического господства. В середине XVI в. количество феодалов, которые имели земельные владения в Беларуси, составляло приблизительно 162 тыс. человек, или 9% всего ее населения (это 46% всех феодалов в ВКЛ).

Крупнейшим феодалом было государство, которое в лице великого князя литовского являлось не только сувереном государственной территории, но и непосредственным собственником крупных так называемых господарских земельных владений.

Усиление феодальной эксплуатации и закрепощение крестьян обострили классовые противоречия в Беларуси, которые выразились в активизации классовой борьбы крестьянства с феодалами. Основными направлениями сопротивления были борьба за лучшее обеспечение землей, за ограничение феодальной эксплуатации, за сохранение свободы и смягчение режима крепостничества. При этом использовались различные формы борьбы: жалобы, нарушения права собственности феодалов, отказы выполнять установленные повинности, побеги и разбои.

Часто крестьянские выступления поддерживались казацкими отрядами. Так, в 1595 г. вспыхнуло крупное антифеодальное восстание во главе с Северином Наливайкой. Оно охватило значительную часть Беларуси. Восставшими были захвачены Петриков, Слуцк, Могилев, Туров, Пинск и другие города. Больше года правительственным силам не удавалось разбить отряды Наливайко. В дальнейшем казацкие восстания вспыхивали в 1625, 1630, 1635, 1637 и 1638 гг. Все они были подавлены.

Города Беларуси. Характерной чертой развития Беларуси в XVI - XVII вв. было то, что, несмотря на юридическое оформление крепостного права, наблюдается интенсивный процесс урбанизации общества. Если до 1500 г. источники сообщают о 83 городах ВКЛ, то в 1600 г. их уже насчитывается 530.

Белорусский город того времени представлял небольшое поселение с населением от 1,5 до 3 тыс. человек. Город с населением свыше 10 тыс. человек являлся редким исключением. Наиболее крупными городами были Брест, Витебск, Минск, Могилев, Пинск. Ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни играл Полоцк, где насчитывалось до 50 тыс. жителей.

Существование города в качестве самостоятельной социально – экономической единицы стало возможным благодаря его превращению в центр ремесла и торговли. XVI в. стал тем временем, когда этот процесс проявился наиболее полно. Наибольшее развитие ремесло получило в Бресте, Гродно, Витебске, Полоцке, Могилеве и некоторых других. В каждом из них ремесло было представлено несколькими десятками профессий. В меньших городах – Несвиже, Шклове, Клецке – ремеслом было занято от нескольких десятков мастеров до двухсот и более. Наибольшее развитие получили такие виды ремесел, как обработка металлов и дерева, ювелирное и гончарное дело, обработка кожи, ткачество, портняжное ремесло и др.

Ремесленная деятельность активно содействовала развитию городской торговли. Центральной фигурой в торговле был купец. Наиболее богатые из них занимались зарубежной торговлей. Торговые связи были налажены с Москвой, Новгородом, Варшавой, Гданьском, Ригой, а также Киевом, Львовом, городами Венгрии. Широкое развитие получила внутренняя торговля. Это стало специальностью части купцов, которые получали товар в одном городе и продавали в другом. Регулярные торговые связи способствовали строительству дорог – гостинцев (широких дорог международного значения) и местных грунтовых, связывавших не только города, но и местечки. Купцы торговали также в лавках. Сложилась отдельная прослойка тех, для кого это стало основным и постоянным занятием. Со временем торговать в лавках стали и богатые крестьяне.

Большую роль в развитии ремесленного производства и торговых отношений играло городское самоуправление. Его деятельность не только была направлена на улучшение экономических условий, но и способствовала ослаблению феодальной зависимости горожан, обеспечивала неприкосновенность их собственности. Вместе с тем в органы самоуправления избирались наиболее богатые представители городского населения, которые злоупотребляли властью. Самовольство городской верхушки породило острое недовольство горожан. С целью усиления контроля за деятельностью рады в городах стали создаваться контрольные органы из 12 человек, не входивших в раду. Они получили название «мужи посполитые». Их обязанностями было следить за расходованием городских средств, поступлением и учетом денежных сборов в городскую казну.

Этническое самосознание. Городская жизнь со всеми ее трудностями и конфликтами оказывала большое влияние на развитие культуры, формировала поиск передовых взглядов. Города стали также центрами складывания белорусского народа.

Процесс формирования белорусской народности происходил в течении XIII-XVI вв. на территории современной Беларуси и соседних восточных и северных землях. Формирование этнических примет (язык, быт, культура, черты психики и самосознания) продолжалось почти четыре столетия и проходило под воздействием социально-экономических, политических, географических, церковно-религиозных и других факторов.

Толчком к образованию этнической территории белорусов стало объединение раздробленных земель в ВКЛ. Централизация государства способствовала появлению общегосударственной экономики и преодолению локальной замкнутости. Хозяйственные процессы оказали также непосредственное воздействие на формирование сословно-классовой структуры этноса – к середине XVI вв. оформились шляхетское, мещанское и крестьянское сословие.

Этническая территория Беларуси охватывало преимущественно восточнославянские земли, на которых проживали потомки кривичей (Витебщина, Смоленщина, Виленщина, Городенщина, Невельщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье, Берестейщина), родимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Брянщина). Эти близкие этнические объединения являются нашими предками. Этническая территория каждого народа определяется устойчивостью на протяжении столетий. Еще в начале XX в. белорусы проживали на Смоленщине, пограничье Черниговщины и Брянщины, на Псковщине, в Подляшье и в Виленском крае. В результате последующих искусственных разделов эти земли оказались вне политических границ Беларуси.

Одновременно с образованием этнической территории формируется новый самостоятельный язык со своими специфическими и синтаксическими особенностями, которые коренным образом отличаются от древневосточнославянского, русского и украинского языков.

Развитию белорусского языка способствовало то, что в XIV-XVII вв. он был государственным языком ВКЛ. На нем велись судебные дела, работала княжеская канцелярия, магистраты, писались законы, летописи и т.д. Государственность белорусского языка была законодательно закреплена Статутом 1588 г. Достигнув значительного развития, белорусский язык со второй половины XVI в. постепенно под воздействием польского начал сдавать свои позиции. В связи с переходом шляхты на чужой язык белорусский язык вытесняется с употребления. Решением Сейма 1696 г. на территории Княжества статус государственного был закреплен за польским языком.

Одним из основных итогов объединительных этнических процессов является этническое самосознание – осознании людьми принадлежности к своему народу. До конца XVI в. этническое самосознание ориентировалось преимущественно на светские формы. С необычайной силы патриотизм проявился в белорусских летописях, литературе, общественной мысли. Гордость за свою родину, народ, культуру впервые была обоснована в произведениях Н. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского. Пробуждению национального самосознания способствовала также Реформация. В дальнейшем национальное самосознание белорусов подвергалось деформации под воздействием сначала полонизаторских, а затем русификаторских тенденций.

Внешней формой проявления самосознания является название народа – этноним. В XIII-XVI вв. общим для православного населения Беларуси, Украины, Московии и частично Литвы и Польши было название «Русь», «русские», «русины». Уже в XV-XVI вв. белорусские «русины» отличали себя от «московитов», называя их язык «московским», а свой – «русским». Этноним «русские люди» имел более стабильное распространение среди жителей восточной Беларуси и Смоленщины. В конце XVI- XVII вв. он трансформировался в название «белорусцы».

Украинцы, русские, поляки и другие европейские народы называли белорусов «литвинами». В XIV – XV ст.ст. «литвинами» называли себя преимущественно жители западных земель Беларуси и востока Литвы. В XVI и особенно в XVII – XVIII вв. это название распространяется практически на весь белорусский этнос. Такая форма национального самоопределения населения Беларуси окончательно закрепляется после объединения Великого княжества Литовского с Польским королевством в Речь Посполитую.

Объяснений же происхождения и смысл названия «Белая Русь» много, однако все они являются только догадками. Происхождение названия связывают то с климатически - географическими или этнографическими особенностями этих земель, то с внешне – политическими или конфессийными факторами, то с их особенным статусом в составе Княжества. Однако концепция по данной проблеме, которая могла бы стать общепринятой , пока отсутствует.

Основу белорусской этнической общности составило восточнославянское население. Вместе с тем в ее формировании принимали участие и другие этнические группы: западнославянские (поляки), балтские (прусы, ятвяги, литовцы, жмудов), тюркские (татары). Они оказали определенное влияние на язык, культуру, религию белорусского этноса. Кроме того, на землях Беларуси проживали также небольшие группы евреев, цыган, украинцев и др.

Формирование униатской церкви. Общность белорусской, как и любой другой народности, определяется не только языком, территорией и т. д., но и религиозным, а часто и церковным единством. На территории современной Беларуси, как известно, длительное время господствовало православие. Однако его монополизм был нарушен проникновением идей католицизма, которое особенно усилилось после подписания Люблинской унии. Это привело к духовному кризису , выход из которого многие видели в заключении унии с Римом. В 1596 г. было оформлено новое направление христианства – униатство.

Не все вначале поняли и приняли унию – давала о себе знать пятисотлетняя православная традиция. Православное духовенство заняло консервативную позицию и стремилось оградить Беларусь от западного влияния. Правительство напротив, стало проводить радикальные меры по реализации унии. Обстановка в стране накалилась. Вместо желаемого покоя уния стала источником раздора. Православные церкви закрывались, их имущество передавалось униатам. Просвещение, литература, язык, книгопечатание были подчинены законам религиозной борьбы, которая приняла разнообразные формы – от религиозной полемики до вооруженных выступлений. Одним из наиболее ярких примеров открытой борьбы с насаждением унии явилось убийство в 1623 г. полоцкого униатского архиепископа Кунцевича, обвиненного в особо жестоких методах укоренения новой церкви. Для боле успешного противостояния контрреформации православное население Речи Посполитой шло на сближение с протестантами, выступая с ними единым антикатолическим фронтом. Итогом напряженного религиозного противостояния явилось официальное признание правительством Речи Посполитой в 1633 г. православной церкви и ее иерархии.

Переход православных белорусов в новую веру происходил постепенно и растянулся на много лет. Образование школ, монастырей, подготовка опытных кадров, более широкое использование белорусского языка – все это способствовало росту влияния униатской церкви среди населения. В конце XVII – начале XVIII вв. количество униатов превзошла количество православных. Социальную базу церкви составляли крестьяне, мещане и мелкая шляхта. К концу XVIII в. эту веру исповедовало 3/4 населения Беларуси, в т. ч. около 80% крестьян. К униатству людей притягивало его уважение к местным национально – культурным традициям, использование в религиозной жизни белорусского языка.

В целом уния не оправдала надежд ватикано-польских политиков. Усилиями местных деятелей она стала барьером на пути окатоличивания белорусов и способствовала сохранению этноса в условиях полонизации. Кроме того, уния усилила культурно-религиозные связи Беларуси с Польшей, центрально - и западноевропейскими странами, ее присоединению к культурно-историческому процессу. Многие деятели унии (И. Руцкий, И. Кульчинскии, А. Дубович и др.) внесли значительный вклад в развитие публицистики, философии, исторической науки.