Технология проблемного и программированного обучения.


Основы проблемной технологии обучения

Проблемное обучение – это совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Центральными категориями проблемного обучения является про­блемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллекту­альные усилия.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемыми к реше­нию, перерастает в проблему.

Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения.

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых.

С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности:

1-й уровень: руководитель занятия сам анализирует проблемную си­туацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень: руководитель занятия сам вместе с обучаемыми анали­зирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно форми­руют задачу и решают ее;

3-й уровень (самый высокий) предполагает доведение обучаемым проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют само­стоятельно.

 

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

• когда обнаруживается несоответствие между имеющимися система­ми знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

• когда необходимо выбрать из многообразия систем имеющихся зна­ний единственно необходимой системы, которая только и может обеспе­чить правильное решение предложенной проблемной задачи;

• новые практические условия использования имеющихся знаний (по­иск путей применения знаний на практике);

• противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа или, наоборот, между практически достигнутым результатом вы­полнения задания и отсутствием теоретического обоснования;

• при использовании схем: когда существует противоречие между ста­тическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

 

Программированное обучение

Программированно­е обучение – это обучение, в процессе которого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устрой­ства (обучающая машина, ЭВМ, программированный учебник).

Сущность программированного обучения заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их после­довательное предъявление обучаемым. Причем, переход к изучению после­дующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих.

Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каж­дый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым оп­ределенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного (дается необходимая информация об изучаемом знании или действии); контрольного (в форме задания для самостоятельного выполнения); управляющего (обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получа­ет указания о переходе к какому-то следующему шагу).

В зависимости от характера шагов программы различают

• линейную систему программированного обучения, первоначально разработанную американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучающей программы последова­тельно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими сло­вами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо спосо­бом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если нет, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мнению Скиннера, обучаемый учится глав­ным образом выполнять задания, а подтверждение правильности выполне­ния задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятель­ности учащихся;

• разветвленную программу программированного обучения, основопо­ложником которой является американский педагог Н. Краудер. Контроль­ные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а осталь­ные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получит подтверждение правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если он допустил ошибку, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, в этом случае он получает указание вернуться к ка­кому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линей­ный, разветвленный или оба этих принципа.

Достоинства программированного обучения: индивидуализация обу­чения, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности обучаемых, самостоятельность и активность обучаемых, наличие продук­тивной обратной связи между руководителем занятия и обучаемыми. Од­нако следует иметь в виду, что программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации.

Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уро­вень обучения, но и развитие учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.