Проведение исследования


Экспериментальный материал

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

(Р. ТЭММПЛ, В. АМЕН, М. ДОРКИ)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на ри­сунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорировано, дан лишь кон­тур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными ри­сунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое ли­цо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

Тест тревожности

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:

печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ре­бенка: веселое или печальное?».

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции че­редуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказы­вания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Николай

Рисунок

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми

6. Укладывание спать в

одиночестве

7. Умывание

8. Выговор

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. Собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.

Высказывание

Ему надоело играть

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

Хочется ударить его стулом. У него

грустное лицо

Он пойдет гулять. Надо одеваться

Потому что у него дети

Я всегда беру спать игрушку

Потому что он умывается

Мама хочет уйти от него

Потому что тут малыш

Потому что кто-то отбирает игрушку

Мама заставляет его, а он не хочет

Они не хотят играть с ним

Мама и папа гуляют с ним

Пьет молоко, и я люблю пить молоко