Россия и США


Российско-американские отношения 2000-2003 гг. характеризу­ют нестабильность, импульсивность, определенный элемент фраг­ментарности со взлетамйПи падениями.

Администрация Дж~ БушаГ пришла к власти с совершенно но­вой концепцией внешнеполитических отношений применительно^ ее российскому направлению, ориентированной на серьезные кор­рективы. Россия вновь стала отождествляться с потенциальной угрозой для США. Свертывались наработанные структуры коор-динации. Сокращались программы помощи. Ставилась задача пе­реформулирования стратегических ориентиров с пертпетстшзой~вь> водаТ^сии_йз~числ {^первоочередных приоритетов. Сотрудниче-ство обуславливалось точечным взаимодействием по зонам совпа­дающих интересов. Во главу угла было поставлено обеспечение гло­бального американского лидерства.

РешающтГсрёдством развития отношений оставался политиче-ский диалог с приоритетной ролью контактшГнв высшем уровне. иерваяж^еч^т^езщ^штРсзссии/В. В. Путина и президента США Дж. Буша произошла на саммите в Любляне в июне 2001 г. Сторо-ны подошли к ней с более чем неопределенным характером отноше­ний, с длинным шлейфом накопившихся к тому времени проблем


чуть ли не конфронтационного плана. ^1осле саммита в Любляне ключевые расхождения сторон остались, но при этом обозначилась обоюдная настроенность на совместный поиск путей их преодоле­ния. Вторая встреча — в рамках саммита_стран_свосьмерки» в Генуе В июле 2001 Г. ппудянидя, ря.супжлещтя^то^птшнттипияльньтм ПОЗИ-7щям~(11FU, расширение НАТО и т.д.).

^рагические^^О^Ы1ия.Д1_сентября 2001 г. временно вывели от­ношения России и США на новый уровень. Общий враг — меж­дународный терроризм713близил позиции^цвух стран. На третьей встрече лидеров двух стран в рамках форума АТЭС вТПанхае в ~октяЬрё^2Т)01 г. появилась идея трансформации^ отношений России с НАТО. Кульминационной точкой стартового периода российско-Имёрйканских отношений стал^официальный визит 12j^\L5 ^юября 2СЮГ7ГВ. В. ГГутТШа~1ГВашингтон-Кроуфорд. В ходе саммитаДутин и Буш подтвердили_готовность крепить де только партнерство, но и дружбу. Впервые официально была yTBej^geHa^ifleH формирова­ния нового мехашгамаПззаимодействия Россия -^^АТТУ^Г^формате ^двадцатки»^. "ClliА_далпГсогласие содействовать в таких вопросах, как_дступление России в ВТО, предоставление Росс^мк^татуса^стра-_ ны с рыночной экономикой, отмена поправки Джексона-Вэника. Америка демонстрировала общность позиций с Россией по сокра­щениям СНВ (до 1700—2200 ядерных боезарядов в течение 10 лет). Болъто^досгш^^1шемшЖ11Шл^л^обоу^о^жаняъ1й в мае 2002 г. Договор ^сокращении стратегических на^ст^пательны'х'^тотенциа-лов (СЬДП), хотя он не затронул многих вопросов, в том числелакой важный вопрос, как порядок учета и сокращения ядерных боего-лрвсЯсГ""

^Однако «стратегическое партнерство», провозглашенное после 11 сентября 2001 г., не носило глубокого характера. По набору средств достижения стратегических целей Россия и США оказа­лись по-прежнему по разную сторону баррикад. Магистральный интерес^ США — утверждение своего лидерства и окончательный демонтаж остатков прежней биполярной мЪдели~~рёгулирования международных отношений. Россия_2ке_за1штересована в полицен-тризме, нейтз^ализующем международные дисбалансы, и опоре на адаптированные к соврёмённьгм требованиям механизмы прежней междунар1зд1ю|Цжтемь1 безопасности (ptJETPOBCE).

С самого начала во многом декларативным_было_и_единство России и США в борьбе с ТЛёЖдународным терроризмом. Инте­ресы Москвы^! Вашингтона реально совпадали в Афганистане,


поскольку режим талибов угрожал безопасности обеих держав. В остальном совпадение интересов было частичным, а расхождения Более_существенными^_сША были заинтересованы в^юссййскои' поддержке их борьбы с «Аль-Каидой», а затем в ликвидации «оси зла». Задача российской дипломатии сводилась^основном к тому, чтобы добиться от США и ЕС признания операции в Чечне как части^борьбы с междртроднь1м терроризмом.

кризис партнерства явственно проявился в 2003 г. в ходе ирак­ского кризиса и последовавшей войны. Намерение США_ провести военную операцию против Ирака, игнорируя позицию ООН, не бы­ло поддержано рядом крупнейших~стран, в том числе и Россией. 21 марта 2003 г., после начала операции «Шок и трепет», рос­сийская сторона официально заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований. По словам министра иностранных дел И. СТИванова, «американцы начали военные дей­ствия именно в тот момент, когда перспектива разоружения Ирака с помощью инспекторских проверок была вполне реальна». Окку­пировав Ирак, США приняли решение отстранить ряд стран, не входящих в антииракскую коалицию, от участия в восстановлении Ирака. Это решение подтверждало намерения США решать все вопросы, касающиеся Ирака, односторонним путем, не считаясь с мнением международного сообщества. Более того, США выступили с инициативой списания долгов с Ирака, что явно противоречило интересам России как одного из главных кредиторов Ирака.

Неудача российской дипломатии — выход США из Договора по ДРОв 2002 г. Этот шаг не был направлен непосредственно про­тив России, но он ломал сложившуюся за предыдущие десятилетия международную систему ограничения гонки вооружений. Получи­ло старт очередное расширение НАТО на восток — приглашение в военный блок бывших республик СССР — Латвии, Литвы и Эсто-ний,~против чего Россия выступала категорически^ Было осуществ­лено^ военно-политическое проникновение СЩА^ в чувствительные зоны российского «мягкого подбрюшья» — Среднюю Азию (Кыр­гызстан jjaJ^KaBKggbe (Грузия). США поддержали в ущерб инте­ресам России проект прокладки каспийских трубопроводов в обход российской территории. Периодически разгорались «торговые вой­ны», как это было с повышением тарифов на импорт стали в США и российскими ограничениями на ввоз американской курятины.

Не лучшим образом сказалась на отношениях Москвы и Ва­шингтона ситуация вокруг «ЮКОСа». США в большей степени,


чем страны Европейского Союза, оказались озабочены делом рос­сийской нефтяной кампании, против руководства которой летом 2003 г. было возбуждено уголовное дело. Представители влиятель­ных кругов США пришли к выводу о том, что арест главы «ЮКО­Са» М.Б.Ходорковского окончательно подводит черту под демо­кратическим рыночным экспериментом в России. Ряд конгрессме­нов и сенаторов США, как республиканцев, так и демократов, вы­ступили с предложением исключить Россию из «большой восьмер­ки», а сенатор Д. Маккейн предложил отложить в конгрессе рас­смотрение вопроса об отмене поправки Джексона-Вэника.