Дальнее зарубежье. Россия и Восток
На Востоке Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточеныее основные, во многом не освоенные ^экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретала^зона АзиатскснТихоокеанското_р^г^юна(АТР). Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе стал КйтаЖ7~Отиотпвния мёждуТ'оссией и Китаем начали активно и устойчиво развиваться после вшита^ату1^трану_Д-1^3]г. Б.ЯТТшьцинаГРоссийско-китай-ские встречи в верхах с тех пор проводилйсь~не реже одного раза в год. С декабря 1996 г. регулярными стали встречи глав правительств двух стран поочередно в Москве и Пекине. Врезультате_ подписанных в 1996 и 1997 гг. руководителями PocchHj Китая, Ка-за^стала",ТСыргызстана и Таджикистана соглашений^ укреплении доверия в военной области" и: 6взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы впервые в АТР была, образована обширная .зона мира и дрверия. В рамках реализации этих соглашений в ноябре Г59Э i\ в Пекине состоялось первое заседание Совместной кон-
трольной группы (СКГ). Расширялось сотрудничество с Китаем и в_рамках «Шанхайской пятёрки». Свое взаимодействие на международной арене Россия и Китай^строили на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.
Китай поддерживал действия правительства России в_Чдчне^А__ Рос^и^Т1ризнавая1;елостность Китая^^^щдде^)жив^л^соще^щию_ «независимости Тайваня>>7^ь1ступала против принятия TbjteaggjB ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства. Китай, в свою очередь, не возражал против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.
Спад во взаимоотношениях £ КНДР начался еще на союзном уровне в 1990 г. после установления дипломатических отношений СССР с Южной Кореей. Российское^уководе^во^рэдолжшю^аз^ витав дружЁСКИХ^отношений с Южной Kopeeftja_Bjro же время продемонстрировало^охлаждение в отношениях с КНДР. После августа 1991 г. были прерваны контакты на высоком политическом уровне, до минимума сократились торговля, обмены по линии общественных организаций, а также в области культуры.
В сентябре_^994_1\_в_ходе поездки в Пхеньяну специального представителя~^1р^зидент^Рушйской федерации стороны выра-зили~"намерение преодолеть спад в российско-северокорейских отношениях. Визиты в1СНДР пpeдтедателjLIJOia^aLвcтвgннoй JJ^mm Г/нТс1зл1зн£шГ (май 1996^ г.), а также председателя комитета по^ международным делам""Думы В.П.Лукина (май 1997 г.) способ-" ствовали оживлению связей обеих стран. В итоге были подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении^ культурном сотрудничестве, взаимных поездках граждан, сотрудничестве в лесной отрасли^об определении линии разграничения погра-ничных водных пространств_России, КНДР и КНР на реке Тумак-~ная, ряд других межведомственных документов. В 1995 г. россий-*"ская сторона выступила с инициативой замены Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г. новым, который соответствовал бы современным реалиям.
КНДР была объективно заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, однако на пути его развития сохранялся ряд препятствий, главное из которых — затяжной экономический кризис в КНДР. Объем товарооборота РФ-КНДР удерживался на
минимальном уровне 90-100 млн долл. Оставался неурегулированным вопрос северокорейской задолженности перед Россией (около 3,8 млрд р. в ценах 1991 г.).
Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стало развитие отношений с Японией. Главным препятствием здесь служили проблема Курильских островов и отсутствие мирного до-говора. Президент^РоссииЪ. Н. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией^ в том числе и Декларацию 1956 г., предусматриваюпг^то_^юр_еда^ц^двух ' из четырех островов Южно-Курильской гряды Японии после заг-ключения мирного договора. Однако решение проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкретным резуз^аггам.
Хорошие отношения Россшиюхраняла.лМзАШШ- В 1994 г. бы-^ца создана Межправительственная российско-индийская _комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Устойчивые экономические связи сложились в~такюГприоритетных областях, как энергетика, в том числе ядерная, металлургия, нефтяная и угольная промышленность. При участии российских специалистов осуществлялась модернизация ГЭС «Бхакра» и ГЭС «Тери». Продолжались поставки российского энергосилового оборудования ряду химических и металлургических комбинатов в Индии. В 1998 г. был инициирован новый совместный проект стоимостью 2,5 млрд долл. по сооружению атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамил-Наду.
Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях со странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). С точки зрения экономических интересов России страны АСЕАН можно разделить на две группы. К группе стран, которые заинтересованы в приобретении у России традиционной техники и технологий, относятся страны Индокитая, т. е. Вьетнам, Лаос. Торговля с этими странами безусловно способна пополнить валютные запасы России, страны же импортеры смогут содержать уже функционирующие объекты промышленности, построенные с участием России. Ко второй группе относятся другие страны-члены АСЕАН, для которых важно расширение рынка сбыта, совместное инвестирование, закупка оружия. Кроме развития ранее существовавших связей эти страны заинтересованы в перенесении некоторых видов производств, в том
числе электроники, потребительских товаров, на территорию России. Небогатый природными ресурсами Сингапур заинтересован в импорте из России леса, угля, продукции нефтехимии, рыбопродуктов, цветных металлов. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии приобретают возможность проникать через Россию на широкий~ры-нок стран СНГ, где не хватает многих видов потребительских товаров.
Что касается России, то она может использовать технологические «ноу-хау» стран АСЕАН. Немаловажный фактор развития сотрудничества представляет собой рынок достаточно качественных, но более дешевых по сравнению с японской продукцией товаров стран АСЕАН. Избыток рабочей силы АТР позволяет восточным регионам России решать сложную проблему привлечения трудовых ресурсов в непрестижные и тяжелые производства. Был накоплен определенный опыт привлечения вьетнамских рабочих на предприятия РФ. Однако внешнеэкономические связи России со странами АСЕАН не достигли уровня, соответствующего отношениям стратегического партнерства. К концу 1990-х гг. на долю торговли со странами Юго-Восточной Азии приходилось лишь 3,3% внешнеторгового оборота Российской Федерации, а в структуре торговли доминирующая роль принадлежала сырью, топливу, материалам и потребительским товарам.