Дальнее зарубежье. Россия и Восток


На Востоке Россия сохранила прямой выход на мировой ры­нок, и здесь сосредоточеныее основные, во многом не освоенные ^экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретала^зона АзиатскснТихоокеанското_р^г^юна(АТР). Одним из основных тор­говых партнеров России в этом регионе стал КйтаЖ7~Отиотпвния мёждуТ'оссией и Китаем начали активно и устойчиво развиваться после вшита^ату1^трану_Д-1^3]г. Б.ЯТТшьцинаГРоссийско-китай-ские встречи в верхах с тех пор проводилйсь~не реже одного раза в год. С декабря 1996 г. регулярными стали встречи глав прави­тельств двух стран поочередно в Москве и Пекине. Врезультате_ подписанных в 1996 и 1997 гг. руководителями PocchHj Китая, Ка-за^стала",ТСыргызстана и Таджикистана соглашений^ укреплении доверия в военной области" и: 6взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы впервые в АТР была, образована обширная .зона мира и дрверия. В рамках реализации этих соглашений в но­ябре Г59Э i\ в Пекине состоялось первое заседание Совместной кон-


трольной группы (СКГ). Расширялось сотрудничество с Китаем и в_рамках «Шанхайской пятёрки». Свое взаимодействие на между­народной арене Россия и Китай^строили на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного по­рядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Китай поддерживал действия правительства России в_Чдчне^А__ Рос^и^Т1ризнавая1;елостность Китая^^^щдде^)жив^л^соще^щию_ «независимости Тайваня>>7^ь1ступала против принятия TbjteaggjB ООН и другие международные организации, членами которых яв­ляются лишь суверенные государства. Китай, в свою очередь, не возражал против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культур­ной, спортивной и других областях.

Спад во взаимоотношениях £ КНДР начался еще на союзном уровне в 1990 г. после установления дипломатических отношений СССР с Южной Кореей. Российское^уководе^во^рэдолжшю^аз^ витав дружЁСКИХ^отношений с Южной Kopeeftja_Bjro же время продемонстрировало^охлаждение в отношениях с КНДР. После ав­густа 1991 г. были прерваны контакты на высоком политическом уровне, до минимума сократились торговля, обмены по линии об­щественных организаций, а также в области культуры.

В сентябре_^994_1\_в_ходе поездки в Пхеньяну специального представителя~^1р^зидент^Рушйской федерации стороны выра-зили~"намерение преодолеть спад в российско-северокорейских от­ношениях. Визиты в1СНДР пpeдтедателjLIJOia^aLвcтвgннoй JJ^mm Г/нТс1зл1зн£шГ (май 1996^ г.), а также председателя комитета по^ международным делам""Думы В.П.Лукина (май 1997 г.) способ-" ствовали оживлению связей обеих стран. В итоге были подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении^ куль­турном сотрудничестве, взаимных поездках граждан, сотрудниче­стве в лесной отрасли^об определении линии разграничения погра-ничных водных пространств_России, КНДР и КНР на реке Тумак-~ная, ряд других межведомственных документов. В 1995 г. россий-*"ская сторона выступила с инициативой замены Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г. новым, который соот­ветствовал бы современным реалиям.

КНДР была объективно заинтересована в экономическом со­трудничестве с Россией, однако на пути его развития сохранялся ряд препятствий, главное из которых — затяжной экономический кризис в КНДР. Объем товарооборота РФ-КНДР удерживался на


минимальном уровне 90-100 млн долл. Оставался неурегулирован­ным вопрос северокорейской задолженности перед Россией (около 3,8 млрд р. в ценах 1991 г.).

Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стало развитие отношений с Японией. Главным препятствием здесь служили проблема Курильских островов и отсутствие мирного до-говора. Президент^РоссииЪ. Н. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией^ в том числе и Декларацию 1956 г., предусматриваюпг^то_^юр_еда^ц^двух ' из четырех островов Южно-Курильской гряды Японии после заг-ключения мирного договора. Однако решение проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкрет­ным резуз^аггам.

Хорошие отношения Россшиюхраняла.лМзАШШ- В 1994 г. бы-^ца создана Межправительственная российско-индийская _комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и куль­турному сотрудничеству. Устойчивые экономические связи сложи­лись в~такюГприоритетных областях, как энергетика, в том чис­ле ядерная, металлургия, нефтяная и угольная промышленность. При участии российских специалистов осуществлялась модерниза­ция ГЭС «Бхакра» и ГЭС «Тери». Продолжались поставки рос­сийского энергосилового оборудования ряду химических и метал­лургических комбинатов в Индии. В 1998 г. был инициирован но­вый совместный проект стоимостью 2,5 млрд долл. по сооружению атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамил-Наду.

Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях со странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). С точки зре­ния экономических интересов России страны АСЕАН можно разде­лить на две группы. К группе стран, которые заинтересованы в при­обретении у России традиционной техники и технологий, относятся страны Индокитая, т. е. Вьетнам, Лаос. Торговля с этими странами безусловно способна пополнить валютные запасы России, страны же импортеры смогут содержать уже функционирующие объек­ты промышленности, построенные с участием России. Ко второй группе относятся другие страны-члены АСЕАН, для которых важ­но расширение рынка сбыта, совместное инвестирование, закупка оружия. Кроме развития ранее существовавших связей эти страны заинтересованы в перенесении некоторых видов производств, в том


числе электроники, потребительских товаров, на территорию Рос­сии. Небогатый природными ресурсами Сингапур заинтересован в импорте из России леса, угля, продукции нефтехимии, рыбопродук­тов, цветных металлов. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии приобретают возможность проникать через Россию на широкий~ры-нок стран СНГ, где не хватает многих видов потребительских то­варов.

Что касается России, то она может использовать технологиче­ские «ноу-хау» стран АСЕАН. Немаловажный фактор развития со­трудничества представляет собой рынок достаточно качественных, но более дешевых по сравнению с японской продукцией товаров стран АСЕАН. Избыток рабочей силы АТР позволяет восточным регионам России решать сложную проблему привлечения трудовых ресурсов в непрестижные и тяжелые производства. Был накоплен определенный опыт привлечения вьетнамских рабочих на предпри­ятия РФ. Однако внешнеэкономические связи России со странами АСЕАН не достигли уровня, соответствующего отношениям стра­тегического партнерства. К концу 1990-х гг. на долю торговли со странами Юго-Восточной Азии приходилось лишь 3,3% внешнетор­гового оборота Российской Федерации, а в структуре торговли до­минирующая роль принадлежала сырью, топливу, материалам и потребительским товарам.