Отношения России со странами Запада.


Отношения России со странами Азии.

Россия и Казахстан. Одним из основных партнёров России является Казах­стан (президент – Н.А. Назарбаев, род. 1940 г.). Оба государства тесно сотрудничают в экономической и военно-космической областях. На территории Казахстана расположен космодром Байконур. Ежегодно Россия платит Казахстану свыше 100 млн. долларов за аренду Байконура. В 1990-х годах был решён вопрос о защите интересов русских граждан на территории Казахстана. В 2010 г. вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, РФ и Казахстана.

Россия и государства Средней Азии. Большинство государств Средней Азии входят в ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества).

Узбекистан (президент И.А. Каримов, род. 1938) имеет стабильные отношения с Россией, укрепляя связи с соседними Ираном и Турцией.

В Кир­гизии обстановка нестабильна, часто происходят «тюльпановые революции» со сменой президентов (в 1990–2005 гг. – А. Акаев, род. 1944; в 2005–2010 гг. – К. Бакиев, род. 1949). В г. Кант располагается военно-воз­душная база России.

В Таджикистане влия­ние России весьма значительно. В 1990-е годы здесь имел место межэтнический конфликт, переросший в граж­дан­скую войну. Россия поддерживает режим президента Э. Рахмонова (Эмомали Рахмона, род. 1952).

В Туркменистане в 1990-е – 1-й пол. 2000-х гг. существовал культ личности президента С.А. Ниязова (1940–2006). Избранный в 2007 г. после смерти Ниязова новый президент Г. Бердымухаммедов (род. 1957) ограничил культ личности предшественника, начал современные реформы. Туркменистан – крупный экспортёр газа, важный торгово-экономический партнёр России.

 

В 1990-е гг.Россия стремилась интегри­роваться в западное сообщество. Провозгла­шённая главой МИД РФ (с 1990 по 1996 гг.) А. В. Козыревым концепция стратегического партнёрства России и США предполагала лояльность России в отноше­нии Запада в обмен на помощь Запада в осуществлении российских либе­ральных реформ. С декабря 1991 г. РФ заняла место СССР в ООН и стала постоян­ным членом Совета Безопасности. В 1992 г. Б. Ельцин и президент США Дж. Буш-старший (род. 1924) подписали декла­рацию «О принци­пах новых отношений между Россией и США». В 1992 г. Россия была принята в Международный валют­ный фонд (МВФ) и Всемирный банк, что позволило ей получать льготные кредиты.

В 1992 г. российский президент впервые участвовал во встрече «боль­шой семёрки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Фран­ция, Италия, Ка­нада). «Семёрка» превратилась в «восьмёрку» («G8»). Россия активно сотрудничает с Европейским Союзом (ЕС). В 1996 г. Россия стала членом Со­вета Европы. С 1994 г. Россия стремится вступить во Всемирную Торговую Ор­ганизацию (ВТО).

Россия и США. Сокращение вооружений. В 1992 г. Россия и США договорились сократить стратегические наступа­тельные вооружения с 21 до 7 тыс. боеголовок (по 3,5 тыс. с каждой стороны). США ликвидировали ракеты МХ, а Россия – ракеты СС-18 с десятью разделяющимися головными частями (РГЧ). В 1993 г. Ельцин и Буш-старший подписали договор СНВ-2. Ядерные потен­циалы обеих сторон сокращались на 2/3. России запретили продавать оружие в страны «третьего мира». Внешнеполитический курс главы МИД А.В. Козырева (его называли «Мистер Да» за готовность во всём подчиняться США) привёл к тому, что Россия превратилась во второразрядную страну, за которую решения принимали США и страны Западной Европы. С 1995 г., несмотря на личные дружеские контакты Ельцина и но­вого президента США Б. Клинтона (род. 1946), российско-американские отношения становятся более прохладными. Причина – конфликт на Балканах. В этой ситуации внешне­политиче­ский курс, проводимый А.В. Козыревым, являлся чрез­мерно прозапад­ным и не обеспечи­вающим национальные интересы Рос­сии. В 1996 г. главой МИД России стал Е.М. Примаков. Он настоятельно подчёркивал статус России как великой дер­жавы, имеющей собственные внешние интересы.

Расширение НАТО на восток. Россия в 1994 г. вступила в программу «Партнёр­ство ради мира» – партнёрство стран СНГ и НАТО. В 1990–1991 гг. руководители государств НАТО заверяли Горбачёва, что после объединения Германии и роспус­ка Варшавского договора НАТО не будет распространять своё влияние на восток. Однако в 1994 г., несмотря на возражения России, в НАТО вступили бывшие советские союз­ники по ОВД. В 1997 г. был подпи­сан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Согласно акту, НАТО и Россия более не рассматрива­ют друг друга как противники. Россия получила от НАТО обещание не размещать вооружённые силы на территории своих новых членов. Однако, нарушив обещание, в 1999 г. блок НАТО начал расширение на восток. Он принял в свои ряды Польшу, Чехию и Венгрию, а в 2004 г. – страны Балтии. С 2008 г. начался процесс вытеснения России из стран СНГ. О намерении вступить в НАТО заявили руководители Грузии и Украины.

Агрессия НАТО в Югославии.В 1999 г. страны НАТО, стремясь оказать давление на режим президента Югославии С. Милошевича (1941–2006) и заста­вить его отказаться от этнических чисток в насе­лённом албанца­ми крае Кóсово, подвергли югославскую территорию бомбардиров­кам. Натовская агрессия в Югославии перечеркнула процесс сближения Рос­сии и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия. Расчленение Югославии на небольшие государства, арест и выдача Международ­ному трибуналу в Гааге в 2001 г. экс-президента Югославии С. Милошевича, его смерть в тюрьме, признание США и некоторыми странами Евросоюза независимости Косово в 2008 г. вызвали отрицательную реакцию в России.

Внешняя политика РФ в 2000–2008 гг. С приходом к власти В.В. Путина отношения России со стра­нами Запада существенно изменились. Главой МИД РФ в 2000 г. был назна­чен И.С. Иванов (род. 1945), в 2004 г. – С.В. Лавров (род. 1950).

После крупнейшего в истории человечества террористического акта 11 сентября 2001 г., когда в Нью-Йорке под развалинами небоскрёбов Всемир­ного торгового центра погиб 2.801, в Вашингтоне в здании Пентагона – 189 человек, а в целом количество жертв превысило 3 тыс., В.В. Путин позвонил президенту США Дж. Бушу-младшему (род. 1946) и выразил поддержку американскому на­роду. Начался период сотрудничества США и России в борьбе с международным террориз­мом. Россия поддержала военные операции США против режима талибов в Афга­нистане (операция «Несокрушимая свобода»), сдер­жанно отреагировала на по­явление американских военных баз в Узбе­кистане и Киргизии. США стали с пониманием относиться к военным операциям России против чеченских сепаратистов, которые, как выяс­нилось, были связаны с силами между­народного терроризма. Отноше­ния между США и Россией приобрели более нормальный характер.

Российско-американские отношения вновь охладились в 2003 г., когда войска США и их союзников без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак и свергли режим С. Хусейна (1937–2006). Россия осудила действия США. Несмотря на пленение и казнь С. Хусейна, американские войска увязли в бесконечной борьбе с иракским сопро­тивлением. За 5 лет войны (к марту 2008 г.) в Ираке погибли свыше 4 тыс. американских военнослужащих и огромное количество иракцев. В 2011 г. войска США покинули Ирак.

В.В. Путин в 2007 г. в Мюнхене высказал претензии к США и НАТО:

1. США пытаются внедрить концепцию однополярного мира, навязать всем свои нормы. Для России неприемлемы притязания США на мировое господ­ство, действия по наведению «мирового порядка».

2. Расширение НАТО – провоцирующий фактор, который снижает доверие между альянсом и Россией.

3. Россия недовольна планами США разместить базы глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии.

4. Россия выступает против предоставления Косово независимости без учёта мнения Сербии.

5. НАТО, провозглашая на словах принцип равноправия и партнёрства с Россией, на деле пытается упрочить своё военное преимущество. После вступления в НАТО стран – бывших членов Организации Варшавского Договора соотношение танков, БМП и артиллерийских орудий между Североатлантическим альянсом и Россией вылилось в соотношение три к одному. Поэтому В.В. Путин в 2007 г. подписал указ о приостановке участия России в Договоре по ограничению обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).

Запад также недоволен политикой России. Обретение страной уверенности в себе (Россия «встала с колен»), оздоровление российской экономики воспринимается Западом как угроза. Западные круги предпринимают попытки демонизировать образ России. Россию обвиняют в использовании поставок энергоресурсов для шантажа соседей, в агрессивном неосоветском курсе, в контрреформах по ограничению демократии. В последние годы у России возникли трения с 11 из 17 приграничных государств. Россия постепенно оказывается в недружественном окружении. По мнению западных аналитиков, трения между Россией и её соседями создают препятствия для обеспечения нормальных возможностей вхождения России в цивилизованное мировое сообщество.

 

Отношения со странами Азии и Латинской Америки.

Китай. В поисках стратегических партнёров Россия активи­зировала сбли­жение с Китаем. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проводятся совместные российско-китайские военные учения. Россия урегулировала пограничные споры, причем не в свою пользу, отдав Китаю острова на р. Амур. Источником потенциального конфликта является неравномерность заселения приграничных территорий двух стран. С российской стороны границы проживают 10 млн. человек, с китайской – более 100 млн., причем на китайской территории население растёт, а на российской – сокращается. Эксперты предрекают, что в случае массовой миграции китайцев Россия может потерять Дальний Восток.

Развитию отношений с Японией мешает спорный вопрос о статусе четырёх Курильских островов.

Развивается партнёрство России с Индией и Ира­ном, которым Россия продаёт современное оружие. Россия помогает Ирану в строи­тельстве АЭС. США обвиняет Иран в стремлении создать атомную бомбу, угрожает применить военную силу.

Президент Венесуэлы Уго Чавес (1954–2013) подписал с РФ соглашение о сотрудничестве в экономической, военной и культурных сферах.

Таким образом, Россия постепенно возвращается в высшую лигу мировой политики. Место России в мире XXI века будет зависеть не только от её военной мощи, но и от того, насколько успешно воз­родится российская экономика, насколько прочными будут демократи­ческие основы российской государст­венности.