Советской власти
Состояние системы специального образования на Урале в первые годы
Первые годы советской власти, последующая гражданская война и послевоенная разруха нанесли серьезный урон системе оказания помощи аномальным детям. То немногое, что было создано в дореволюционный период, пришло в упадок.
Оживление деятельности по восстановлению системы народного образования на Урале происходит в 20-е годы ХХ века в связи с организацией Пермского Губсоцвоса (отдел при Губернском Народном комиссариате просвещения), занимающегося вопросами общественного воспитания. Первые упоминания об общих особенностях организации дела образования и воспитания дефективных детей (здесь и далее используется терминология того времени) относятся к началу 20-х гг. Планы работы подотдела правовой защиты Губсоцвоса в 1920 году отражают наиболее болезненные для того времени вопросы общественного воспитания, которым государство намерено охватить всех детей с дефективностью: подбор педагогов для работы, борьба с беспризорностью, руководство деятельностью по опеке в уездных и волостных отделах образования, надзор за опекунами. В качестве основных направлений работы в ближайшее время планировалось, в частности, следующее:
· организация мастерских при домах для дефективных детей;
· разработка плана более углубленной работы с умственно отсталыми детьми;
· выделение морально дефективных детей в особый детский дом;
· сортировка детей по детским домам в соответствии с их способностями;
· изучение здоровья детей в детских домах;
· чтение докладов для педагогов по вопросам дефективности.
Послевоенная разруха, экономический упадок и голод стали причиной того, что первая попытка статистического обзора, дающая представление о системе народного образования на Урале была предпринята лишь в 1922-1923 гг. Статистический обзор был представлен Б.Н.Бер-Гуревичем по поручению Пермского губернского отдела народного образования. В 1923 году образование Пермской губернии представлено следующей сетью образовательных учреждений:
· 998 школ первой ступени (67646 учащихся);
· 22 школы второй ступени (4270 учащихся);
· 16 школ-коммун, совмещающих детские дома со школами первой ступени (1893 воспитанника);
· 57 детских домов для детей школьного возраста (3180 воспитанников);
· 27 детских домов для детей дошкольного возраста (1389 воспитанников);
· 14 детских садов (данные о количестве мест в них отсутствуют).
В эти же годы создается система воспитательных учреждений для борьбы с детской дефективностью и беспризорностью. Она включала в себя 3 типа учреждений:
· комиссии по делам несовершеннолетних (по одной комиссии на каждый уезд);
· приемники – распределители (по одному на каждый уезд);
· детские дома для воспитания физически и морально дефективных детей (по одному учреждению для глухих, слепых и умственно отсталых детей и одно учреждение для морально дефективных детей).
Несмотря на удручающий характер всей системы оказания помощи дефективным детям и развала дореволюционной сети специальных учреждений, местные органы власти умудряются создавать нежизнеспособные органы управления процессами устройства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подробные данные об оказании помощи детям в системе специального образования Пермской губернии приводим в таблице 4.
Таблица 4