I. Анафора. Эпифора. Антитеза. Инверсия. Эллипсис.
ФИГУРЫ РЕЧИ.
Лекция №9
План
I. Анафора. Эпифора. Антитеза. Инверсия. Эллипсис.
II. Язык рекламы. Аллюзия. Десемантизация. Софизм.
Фигуры речи – любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности».
Анафора,единоначатие – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «В течение восьми дней представители всего общества с напряжением следят за ходом процесса. В течение восьми дней подсудимым даны были всевозможные средства к оправданию …» (А. Урусов).
Эпифора – повтор слов или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз.
Хотелось так утренней розе,
Разбуженной утренней розе,
Проснувшейся утренней розе
Стать розой твоею ночной.
Л. Рубальская
Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Назначение контраста – выразить противоположное понятие (часто – антонимы), соединив их в определенном контексте: Был полковник – стал покойник; Великий человек на малые дела.
Используя прием контраста, авторы часто тем самым выражают свое отношение героя к тому, о чем сообщается в тексте: «Знания подменяются – всезнайством, воля – волюнтаризмом, сила слов – пустословием» (М.Е. Салтыков-Щедрин). «Но с каждым днём всё больше убеждалась Таня, что случилось не горе, а счастье» (И.А. Бунин).
Градация – смысловое и языковое «нанизывание» понятий (слов, принадлежащих к одной части речи) для большего изобразительного эффекта. Градация является осуществлением лексической синонимии. Часто слова, образующие в предложении такое усиление понятия, являются однокоренными:
Изысканнейший рисовальщик.
Провидец существа людей.
Он – чарователь, чаровальщик,
Чарун, он – чарник, чародей.
(И. Северянин о Ф. Сологубе)
Такая градация, где каждое последующее слово усиливает предыдущее, называется восходящей. Противоположное ей явление – это градация нисходящая:
Какой ужасный, грозный вид!
Мне кажется, лишь слово скажет,
Законы, трон – всё пасть готово …
Не бойтесь, он на дождь сердит.
И. Дмитриев.
Инверсия – нарушение «естественного» порядка слов в предложении.
Художники слова используют инверсию для того, чтобы обратить внимание на главное, ключевое слово фразы. Например, у А.С. Пушкина так выделено слово «обман»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Эллипсис – стилистическая фигура речи, пропуск какого-либо подразумевающегося слова. Придает тексту бытовую небрежность, динамичность, лаконизм, эмоциональную выразительность. «Дарья Степановна обращалась с родным языком царски свободно, на мелочи не разменивалась. Собеседник (не дурак же он!) сам должен был понимать, о чем речь. В эту априорную осведомленность каждого о ходе ее мыслей она верила свято, обижалась, когда ее не понимали, считала за насмешку. Николай Николаевич, человек привычный, уже приспособился и обычно ее понимал, лишь изредка и недолго становился в тупик перед фразой вроде: «Эта, века синяя, портки, кругом ковров, рулит», что означало просто знакомую женщину в брюках, с накрашенными глазами, самостоятельно водящую машину с коврами на сиденьях …» (И. Грекова).