Последствия судимости носят


Состояние судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и сохраняется как на весь период времени отбывания наказания, так и в течение опреде­ленного законом срока после его отбытия.

Основным юридическим последствием для лица, отбывшего уголов­ное на­казание, является сохранение у него особого правового состоя­ния, именуе­мого в уголовном и уголовно-исполнительном праве судимостью.

· как уголовно-правовой,

· так и общеправовой характер.

Последствия уголовно-правового характера заключаются в следующем. При соверше­нии нового преступ­ления лицом, имеющим судимость, она:

1) признается обстоятельством, отягчаю­щим ответственность виновного (ст. 63 УК РФ),

2) учитывается при рецидиве преступлений и в связи с этим может:

а) влиять на квалификацию прес­тупления;

б) повлечь более строгое наказание (ст.68 УК РФ);

в) служить препятствием для освобождения от уголовной ответственности (ст.75 УК РФ) или от отбывания наказания (ст.73 УК РФ).

 

К общеправовым последствия судимости относятся следующие:

1) согласно ст.183 УИК, а также п. 2 «Положения об админи­стративном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (1966), судимость признается основанием для установ­ления за лицом адми­нистративного надзора,влекущего ряд дополни­тельных правоограничений и обеспечиваемого возможностью примене­ния санкций на основании ст.167 Ко­декса об административных право­нарушениях;

2) вызывает ограничения в праве занимать некоторые должности или быть принятым на службу.Так, не допускается прием на работу, связан­ную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищения, взяточ­ничество и иные корыстные преступления, если судимость у них не погашена или не снята. В случае приема этих лиц на работу, трудовой договор или контракт может быть прекращен на основании ст. 254 Кодекса законов о труде РФ (1971) за нарушение ус­тановленных правил приема в государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации. Согласно ст. 3 Федерального закона "О судебных приставах" (1997) на должность судеб­ного приставане может быть наз­начен гражданин, имеющий судимость. Ст. 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (1997) и ст. 3 Федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ” (2000) запрещают, соответственно, принятие на службу в таможенные органы или прохождение службы в таможенных орга­нах, а также участие в суде в качестве народных заседателей граждан, имеющих не снятую или непогашенную в установленном законом порядке судимость. Согласно ст. 401 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (1992) лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость. Аналогичный подход закреплен и в ст. 19 Закона РФ «О милиции» (1991) и т.д. В соответствии со ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел (1992), действие которого до настоящего времени распространяется также и на сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России, гражданин не может быть принят на службу, если он имел или имеет судимость;

3) может стать основанием для установления в законе ограничений прав граждан на профессиональное образование (ст. 5 Закона «Об образо­ва­нии» (1992);

4) является препятствием для призыва на военную службу, а также ос­нованием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы в соответствии со ст.23 и 34 Закона"О воинской обязанности и военной службе" (1998). Кроме того, в ст. 48 этого Закона определено, что гражда­нину, ли­шенному воинского звания по приговору суда, последнее может быть восста­новлено только после снятия или погашения судимости;

5) служит причиной отказа в выдаче лицензии на приобретение граж­данского оружия гражданину, имеющему судимость за совершение умыш­лен­ного преступления (ст.13 Закона "Об оружии" 1996);

6) выступает основанием для отказа должностному лицу или гражда­нину в допуске к государственной тайне при наличии у него судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления или при особо опасном рецидиве пре­ступ­лений (ст.22 Закона "О государственной тайне" (1993) и т.д.

Таким образом, под судимостью понимается правовое состояние лица, возникающее вследствие его осуждения к уголовному наказанию, сохраняюще­еся на весь срок отбывания наказания, а также на установ­ленный законом период ­после его отбытия и заключающееся в совокуп­ности установленных федеральным законодательством ограничений пра­во­вого статуса гражданина.

Содержание специального статуса лиц, отбывших наказание, во мно­гом обусловливается также его видом. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); на основании ст.19 Семейного ко­декса РФ (1995) предусмотрен упрощенный порядок рас­торжения брака, который производится в органах ЗАГС по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов несовер­шен­нолетних детей, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Правовым последствием отбытого наказания является и оказываемое им влияние на определение трудового стажа. В частности, в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 37 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Край­него Севера, приравненных к ним местностях..." трудовой стаж не суммиру­ется при поступлении на работу после прекращения трудового договора вследствие вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы либо к иному наказанию, исключающему возмож­ность продолжения этой работы. К таким наказаниям относятся арест, лишение права занимать определенную должность или зани­маться определенной деятельностью. Аналогично вопрос решается и в отно­шении непрерыв­ного трудового стажа, предоставляющего ряд льгот лицам оп­ределенных профессий и отраслей промышленности.

Кроме того, срок наказания в виде ареста полностью не включается в общий трудовой стаж отбывших его лиц, а в общий тру­довой стаж лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, определением суда мо­жет быть не включен период их систематического уклонения от выпол­нен­ной работы во время отбывания наказания (ст.104 УИК РФ). Время отбывания ареста осужденными военнослужащими также не засчиты­вается в общий срок их военной службы и в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания (ст.154 УИК РФ).

Следует отметить, что правовыми последствиями отбытия наказания мо­гут быть не только ограничения у освобожденных статуса гражданина, но и предоставление им специальных прав. В частности, согласно Поста­новлению Министерства труда Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 9 для граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, посто­янно проживаю­щих в Российской Федерации, освобожденных из мест лишения свободы, осу­ществляется первоочередное квотирование рабочих мест.

Важно подчеркнуть, что положения ч.1 и п.8 ч.2 ст.60 Жилищного ко­декса, лишавшие гражданина, осужденного к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, права пользования жилым помещением, утратили силу в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 г.

 

Вывод: уголовное наказание предусматривает реакцию государства на нарушение правил общежития. При отбывании уголовного наказания меняется статус человека. При освобождении человеку возвращаются многие права и свободы, имевшиеся до осуждения, однако не стоит говорить о восстановлении правового статуса, так как в этом случае люди начинают играть иные социальные роли, следовательно, имеют другой правовой статус. Это следует хотя бы из естественного течения времени, ни что не остаётся неизменным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их пра­вовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Из указанной нормы вытекают два важнейших положения. Во-первых, сужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под правовой и соци­альной защитой прежде всего Российского государства. Сказанное не исключает защиту прав, свобод и законных интересов с помощью об­щественных, правозащитных организаций, однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам защиты. Во-вто­рых, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и ох­ранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией го­сударства.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды правового статуса граждан выделяют в теории права?

2. Как можно определить механизм формирования правового статуса осужденных?

3. Какова структура правового статуса осужденных?

4. Назовите основные права, законные интересы и обязанности осужденных к лишению свободы.

5. Какие правовые последствия отбывания наказаний предусмотрены законодательством?

 

Разработал:

Начальник кафедры

полковник внутренней службы Л.И.Гаманенко

«_____» ____________ 2010 г.