Возникла необходимость в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения мирного времени.
В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных аварий ЧС, сопровождающихся большими человеческими жертвами. Система здравоохранения и МСГО оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени проводить комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения.
Вопрос 1. Краткая история возникновения и развития Всероссийской службы медицины катастроф
ЛЕКЦИонный материал
Тема 2: Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф
Принято считать, что медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70 годах ХХ столетия.
В 1971 году Генеральной Ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях.
В 1975 году в Женеве организовано международное общество медицины катастроф (МОМК) в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для объединения усилий научных исследований и разработок по направлениям оказанию неотложной медицинской помощи и лечению пострадавших в условиях массовых санитарных потерь и разработке учебных программ по медицине катастроф.
В России в 1932 году была создана местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения на случай войны, в составе которой находилась медико-санитарная служба.
В 1961 году МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарную службу – в медицинскую службу гражданской обороны.
Служба медицины катастроф в СССР была создана в начале 90 годов Постановлением Совета Министров СССР № 339. В Постановлении определялось:
· МЗ СССР организовать в 1990 6 центров экстренной медицинской помощи;
· Организовать центры экстренной медицинской помощи в автономных республиках, областях и краевых центрах;
· Министерство обороны сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;
· Осуществить специальную подготовку всех врачей клинической специальности по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
Приказом МЗ СССР, в 1990 году под № 193 были определены принципы создания экстренной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предполагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады (БСМП), станция (отделение) скорой медицинской помощи (санитарная авиация).
В феврале 1991 года Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в ЧС ». В нем определены:
· Организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях;
· Организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС;
· Общие положения планирования и управления службой;
· Снабжение формирований, а также намечены направления научно-исследовательской и организационно-методической работы.
Этим положением были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий.
Опыт работы службы экстренной медицинской помощи в целом подтвердил правильность исходных позиций и целесообразность основных принципов организации службы.
В Постановлении Правительства РФ от 03.05.94 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано считать важнейшей задачей исполнительной власти всех уровней РФ.
Этим Постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), которая объединяет службы медицины катастроф Минздрава России, МО России, а также силы и средства МПС России, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся:
· проблемами медицинского обеспечения в ЧС;
· вопросами медицинского обеспечения ВС РФ в военное время и комплексами практических мероприятий (выполняет медицинская служба МО);
· разработками научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время возложены на МСГО.