Разработка программы реструктуризации организации.
При разработке программы реструктуризации используются уже известные инструменты анализа (диагностики).
· Матрица БКГ — сравнение темпов роста и доли рынка.
· Модель GE/McKinsey — сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности.
· Модель Shell/DPM — сравнение отраслевой привлекательности.
· Матрица жизненного цикла отрасли/конкурентные преимущества — модель ADL/LC.
Технологии проведения реструктуризации предприятия.
1. На основе анализа внешних и внутренних факторов выявляются ключевые проблемы предприятия, его сильные и слабые стороны, резервы, стержневые компетенции и конкурентные преимущества.
2. На основе этого определяются цели и концепция преобразований, разрабатываются альтернативные варианты реструктуризации и выбирается стратегия преобразований.
3. Организационно-правовая форма и структура управления предприятием приводятся в соответствие со стратегией реструктуризации.
4. Разрабатывается проект реструктуризации как пакет программ преобразований ключевых видов деятельности предприятия.
Все предлагаемые меры, как известно, делятся на первоочередные (оперативные) и стратегические.
Программа оперативных мероприятий — первоочередные меры (по радикальному сокращению затрат и т.п.). Это может быть программа оздоровления предприятия, его санации, которая может быть реализована и в рамках процедур банкротства.
Она обычно предусматривает сокращение до минимума расходной части: продажа, уценка, списание не приносящих доходов активов. Сокращение производственного и административного аппарата до уровня, обеспечивающего эффективность работы.
Проект сокращения затрат может включать следующие мероприятия:
· неотложные меры: сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж; сокращение накладных расходов соответственно сокращению объемов продаж; сокращение дополнительных расходов; снижение закупок материалов до минимального уровня для выполнения текущих заказов; прекращение производства на склад — использование всех возможностей получения скидок на материалы, электроэнергию и т.д.;
· разовые меры: структурное сокращение затрат: сокращение и перераспределение должностей; продажа и перераспределение активов;
· постоянные меры: повышение эффективности работы — повышение производительности труда, качества продукции; совершенствование обслуживания клиентов; развитие отношений с поставщиками для повышения качества и снижения затрат на поставки.
Программа стратегических мероприятий, принципиально меняющих структуру предприятия. Она разрабатывается одновременно с оперативными мероприятиями и включает в себя:
· проект оптимизации структуры видов деятельности и портфеля продуктов. Для точного позиционирования предприятия проводится анализ, на каких рынках, с каким продуктами и результативностью работает предприятие (основные потребители, поставщики, внешние условия). Выявляются сильные и слабые стороны предприятия, факторы, определяющие конкуренцию. Определяются относительно самостоятельные сферы деятельности, и для каждой сферы формулируется собственная стратегия. Изучается деятельность каждого подразделения (цеха), последовательность операций и рентабельность основных видов выпускаемой продукции. Оцениваются возможности выделения отдельных подразделений в обособленные бизнес-единицы, их освобождения от необязательных видов деятельности и функций, подготовки раздельных балансов по подразделениям;
· проект преобразования и упорядочения структуры собственности, уточнения организационно-правового статуса;
· проект оптимизации и адаптации организационной структуры предприятия;
· проект оптимизации бизнес-процессов на основе реинжиниринга. Анализируется процесс создания добавочной стоимости (ценности) по подразделениям, удаляются неэффективные подразделения, совершенствуется информационная система;
· проект создания эффективной системы стратегического и оперативного планирования, системы управленческого учета, финансового контроля, маркетинга. В основе — отлаженная система маркетинга, создается система управления маркетингом. Разрабатываются профили потребителей и сегментируются рынки. Разрабатываются мероприятия по всему комплексу маркетинга: товарная политика, ценовая, коммуникационная и каналы распределения. Совершенствуются системы стратегического и оперативного планирования, управленческого учета, финансового контроля. Разрабатываются критерии оценки работы бизнес-единиц и центральных служб;
· проект формирования новой системы управления кадрами. Формулируются новые требования к кадрам, разрабатываются критерии и принципы оплаты труда сотрудников и руководителей подразделений. Например, базовая оплата, обеспечивающая финансовую защищенность и стабильность, и премии, зависящие от результатов работы подразделения;
· проект по созданию информационной системы.