Спонтанная физическая активность в свободное время.


Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

Среди факторов, оказывающих влияние на работоспособность человека, важное место занимают биологические ритмы.(см. Главу 2)

Использовать фактор времени целесообразно во многих областях деятельности человека. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятиями физическими упражнениями составлен без учета физиологических ритмов, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания.

Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.

 

7. Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья?

Исследования показывают, что динамика макроморфологических и функциональных показателей физического развития, состояние здоровья, умственной и физической работоспособности находится в зависимости от объема двигательной активности – чем ниже уровень двигательной активности, тем хуже эти показатели (А.В. Чоговадзе и др., 1976; Н.В. Дорофеева и др., 2006).

 

8. Что понимается под двигательной активностью (ДА) человека?

В процессе обучения в вузе состояние здоровья студентов ухудшается и связано это главным образом с низким уровнем двигательной активности.

Под двигательной активностью (ДА) понимают сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

 

9. На какие составные части можно условно разделить двигательную активность человека?

Двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

- физическая активность в процессе физического воспитания;

- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

 

10. Что можно считать началом систематического физического воспитания студентов в России?

Систематическое физическое воспитание студентов в России берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И.В. Лебедевым. Он обратился к ректору университета с докладной запиской «Об устройстве кабинета физического развития» и 1 ноября 1901 года в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями.

11. Можно ли эффективно решать проблемы оздоровления и повышения работоспособности студентов в период их обучения в вузе только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию?

К концу 2-го курса уровень здоровья студентов повышается, но при переходе на 1 разовые вместо 2-х разовых в неделю занятий физическими упражнениями уровень здоровья возвращается к уровню 1-го семестра. Даже самые эффективные средства в объеме учебной программы не позволяют достичь безопасного уровня здоровья (БУЗ). Только студенты, занимающиеся дополнительно во внеучебное время (в спортивных секциях, самостоятельно и т.п.), могут достичь БУЗ. Их уровень двигательной активности в объеме 4-7 часов в неделю достаточен для достижения БУЗ (О.А. Егорычев и др., 2006).

Решить проблемы оздоровления и повышения работоспособности студентов в период обучения в вузе в рамках только учебного процесса довольно трудно. Следует активно применять и внеучебные формы занятий физическими упражнениями для повышения двигательной активности.

12. Какие "малые формы" занятий физическими упражнениями существуют в режиме учебного труда студентов?

Гигиеническая гимнастика. Она включает ОРУ, дыхательные упражнения, которые сочетаются с ходьбой, легким бегом, массажем, водными процедурами. Проводить ее можно утром, днем или вечером.

Производственная гимнастика - это физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

 

13. Можно ли с помощью физических упражнений (занятий тем или иным видом спорта) формировать определенные психические качества и свойства личности?

Направленным подбором упражнений, выбором вида спорта можно воздействовать на человека, способствуя формированию определенных психических качеств и свойств личности.