Понятие и формы государственного устройства.
Конституционная обязанность граждан защищать Отечество.
Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относятся:
· Воинский учет.
· Подготовка к военной службе.
· Призыв на военную службу.
· Прохождение военной службе.
· Пребывание в запасе.
· Призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе.
Военная служба (ст.2 ФЗ) – это вид федеральной государственной службы, который реализуется по призыву, в добровольном порядке по контракту в войсках, в воинских формированиях, в государственных органах, воинских подразделениях и специальных формированиях.
Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности, осуществляемой в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.
На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение об этом принимает военный комиссариат. Не направляются лица, не подлежащие призыву, и имеющие основание для освобождения либо отсрочки от призыва.
Для перехода на альтернативную гражданскую службу, существует два условия:
· Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.
· Если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционное хозяйствование и промысел.
Гражданин должен заранее обратиться в военкомат с заявлением о переходе на альтернативную гражданскую службу в момент призыва.
Срок альтернативной гражданской службы составляет 1,75 от срока службы по призыву (42 месяца); при наличии высшего образования – 21 месяц. Момент начала прохождения альтернативной гражданской службы – момент убытия к месту прохождения службы, а окончания – момент убытия домой.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации.
Федеративное устройство – это устройство государства на составные части. Это один из видов государственного устройства.
Форма государственного устройства представляет собой внутренне строение государства на составные части:
· территориальные образования (субъекты РФ);
· административно-территориальные единицы;
· автономные политические образования.
Институт государственного устройства – это совокупность конституционных норм, которые регулируют:
· принципы государственного устройства (ч.3 ст.5 Конституции РФ);
· нормы, закрепляющие организацию территориальных образований;
· систему отношений, в которую вступают субъекты государственного устройства.
Унитарное государство – это единое государственное образование, которое делится только на административно-территориальные части. Для такого государства характерно:
1.единая конституция и единые законы;
2.общие для всей страны высшие органы государственной власти;
3.единое гражданство;
4.поступление налогов исключительно в центр;
5.структурные подразделения государства осуществляют лишь административные функции.
Федеративное государство – это форма политико-территориального и национального государственного устройства, представляющее собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федерации строятся по трем принципам: национальный, территориальный либо смешанный принципы.
Признаки федерации:
1.Наличие двойной системы законодательства: общефедеральная и субъекта федерации при приоритете общефедеральной системы.
2.Двойной уровень государственного аппарата.
3.Возможность установления федерацией двойного гражданства.
4.Двухканальная система налогов.
5.Двойная символика.
По правовому статусу федерации делятся на симметричные и асимметричные. Федерации симметричны, если субъекты одинаковы по своему правовому статусу. В России юридически закреплена в ч.1 ст.5 Конституции РФ симметричная форма федерации. Но в ч.2 одни субъекты провозглашаются государствами, а другие нет. В ч.3 ст.11 закреплена «гарантия» асимметричности, т.к. различные субъекты заключают различные договоры между собой.
Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных (самостоятельных) государств, преследующих в такого рода объединении конкретные цели. Члены конфедерации остаются полностью самостоятельными.
Признаки РФ, отличающие ее от других федераций мира:
1.по порядку образования РФ носит конституционно-договорный характер, т.е. строилась сначала на основе Конституции (первая Конституция РСФСР 1918 впервые провозгласила Россию федерацией, в 1922 году подписан договор об образовании СССР, что отразилось в Конституции СССР 1924 года);
2.сочетание принципов национально-территориального и территориального при формировании субъектов (ст.65);
3.асимметричность фактическая при закреплении юридической симметричности (ст.5);
4.иерархический принцип построения РФ; многоуровневость субъектов.