Понятие и формы государственного устройства.


Конституционная обязанность граждан защищать Отечество.

Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относятся:

· Воинский учет.

· Подготовка к военной службе.

· Призыв на военную службу.

· Прохождение военной службе.

· Пребывание в запасе.

· Призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе.

Военная служба (ст.2 ФЗ) – это вид федеральной государственной службы, который реализуется по призыву, в добровольном порядке по контракту в войсках, в воинских формированиях, в государственных органах, воинских подразделениях и специальных формированиях.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности, осуществляемой в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.

На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Решение об этом принимает военный комиссариат. Не направляются лица, не подлежащие призыву, и имеющие основание для освобождения либо отсрочки от призыва.

Для перехода на альтернативную гражданскую службу, существует два условия:

· Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

· Если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционное хозяйствование и промысел.

Гражданин должен заранее обратиться в военкомат с заявлением о переходе на альтернативную гражданскую службу в момент призыва.

Срок альтернативной гражданской службы составляет 1,75 от срока службы по призыву (42 месяца); при наличии высшего образования – 21 месяц. Момент начала прохождения альтернативной гражданской службы – момент убытия к месту прохождения службы, а окончания – момент убытия домой.

 

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации.

Федеративное устройство – это устройство государства на составные части. Это один из видов государственного устройства.

Форма государственного устройства представляет собой внутренне строение государства на составные части:

· территориальные образования (субъекты РФ);

· административно-территориальные единицы;

· автономные политические образования.

Институт государственного устройства – это совокупность конституционных норм, которые регулируют:

· принципы государственного устройства (ч.3 ст.5 Конституции РФ);

· нормы, закрепляющие организацию территориальных образований;

· систему отношений, в которую вступают субъекты государственного устройства.

Унитарное государство – это единое государственное образование, которое делится только на административно-территориальные части. Для такого государства характерно:

1.единая конституция и единые законы;

2.общие для всей страны высшие органы государственной власти;

3.единое гражданство;

4.поступление налогов исключительно в центр;

5.структурные подразделения государства осуществляют лишь административные функции.

Федеративное государство – это форма политико-территориального и национального государственного устройства, представляющее собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федерации строятся по трем принципам: национальный, территориальный либо смешанный принципы.

Признаки федерации:

1.Наличие двойной системы законодательства: общефедеральная и субъекта федерации при приоритете общефедеральной системы.

2.Двойной уровень государственного аппарата.

3.Возможность установления федерацией двойного гражданства.

4.Двухканальная система налогов.

5.Двойная символика.

По правовому статусу федерации делятся на симметричные и асимметричные. Федерации симметричны, если субъекты одинаковы по своему правовому статусу. В России юридически закреплена в ч.1 ст.5 Конституции РФ симметричная форма федерации. Но в ч.2 одни субъекты провозглашаются государствами, а другие нет. В ч.3 ст.11 закреплена «гарантия» асимметричности, т.к. различные субъекты заключают различные договоры между собой.

Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных (самостоятельных) государств, преследующих в такого рода объединении конкретные цели. Члены конфедерации остаются полностью самостоятельными.

Признаки РФ, отличающие ее от других федераций мира:

1.по порядку образования РФ носит конституционно-договорный характер, т.е. строилась сначала на основе Конституции (первая Конституция РСФСР 1918 впервые провозгласила Россию федерацией, в 1922 году подписан договор об образовании СССР, что отразилось в Конституции СССР 1924 года);

2.сочетание принципов национально-территориального и территориального при формировании субъектов (ст.65);

3.асимметричность фактическая при закреплении юридической симметричности (ст.5);

4.иерархический принцип построения РФ; многоуровневость субъектов.