V. Стадия голосования и определения результатов.


IV. Организационные действия.

Этапы:

· Составление списков избирателей.

Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляется главой муниципального образования и уточняется участковой избирательной комиссией. Впервые по новому закону в списки участников референдума включаются иностранцы, если на основании международного договора РФ они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местного референдума (т.е. имеют право участия только на уровне муниципального образования).

· Формирования участков референдума.

Участки референдума – это места, на которых граждане организуются для проведения голосования.

· Организация деятельности комиссий по проведению референдума.

Виды комиссий по проведению референдума основываются на избирательных комиссиях (см. «комиссии о выборах»).

Эта стадия возникает с момента прихода на избирательный участок.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Понятия «Избирательная система» и «Избирательное право».

Избирательная система имеет два смысла:

· В широком смысле это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти, местного самоуправления и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.

· В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.

Существуют два типа избирательных систем:

· при мажоритарной избирательной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей;

· пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Достоинство мажоритарной системы:

Мажоритарная система обладает преимуществом по связи избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий

Недостаток мажоритарной системы:

При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он является.

Достоинство пропорциональной системы:

Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.

Недостаток пропорциональной системы:

Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.

Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.

Мажоритарная система имеет три разновидности:

1.Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).

2.Абсолютного большинства (50% + один голос).

3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система имеет огромное количество разновидностей.

После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:

1.Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).

2.Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).

Новый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.

Избирательное право имеет два значения:

· Субъективное избирательное право закреплено в статье 32 Конституции: избирать и быть избранными.

· Объективное избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избирательного права:

1.Федеральный.

2.Субъекта федерации.

3.Муниципальный уровень.

Избирательное право регулируется следующими законами:

Конституция РФ (ст. 32 и т.д.), федеральные законы (ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ» 1999 года, ФЗ «О выборах» 1999 года и т.д.), Указы Президента, судебные решений Конституционного Суда РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты местного самоуправления.