Охрана Конституции.


Реализация Конституции.

Толкование Конституции.

Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Конституции в случае специального запроса со стороны определенных субъектов права. Запрос о толковании может делать Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и органы законодательной власти субъектов РФ. Существует практическая проблема между разграничениями полномочий в сфере правотворчества между Государственной Думой и Конституционным Судом вследствие принципов разделения власти. Разрешение проблемы состоит в следующем: главной особенностью актов толкования является то, что они не влекут за собой утрату юридической силы нормы Конституции и не создают новые правоотношения. Толкования Конституции Конституционным Судом состоит в преодолении неопределенностей понимания Конституции или соотносимых с ней правовых норм с целью обеспечения конституционного правопорядка (в рамках, установленных самой Конституцией).

Правовые позиции – это форма толкования Конституции Конституционным Судом.

 

Конституционные нормы и институты.

Особенности норм Конституции:

1. Конституционные нормы формулируют правила поведения для самых высших политических и юридических структур государства и общества.

2. Только Конституция формулирует систему правовых актов и их субординацию.

Перечень Федеральных Конституционных законов строго определен в Конституции: «о Конституционном Суде» (1994 г.), «об Арбитражных Судах» (1995 г.), «о референдуме» (1995 г.), «о судебной системе» (1996 г.), «о Правительстве РФ» (1997), «об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «о военных судах» (1999 г.), «о государственном Гербе» (2000 г.), «о государственном Флаге» (2000 г.), «о государственном Гимне» (2000 г.), «о порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» (2001 г.), «о чрезвычайном положении» (2001 г.), «о военном положении» (2002 г.).

 

Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

1. Уровень реализации нормы:

· использование права;

· исполнение обязанностей;

· применение полномочий;

· соблюдение запретов.

2. Уровень реализации институтов:

· идеализация;

· прямое действие;

· правотворчество.

3. Уровень достижения цели Конституции.

 

Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.

Правовые элементы правовой охраны Конституции:

1. Самоохраназакрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2. Конституционный контрольдеятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

· Президент РФ (ст.80, 82);

· Парламентский контроль (гл.5);

· Органы исполнительной власти;

· Органы прокурорского надзора и судебные органы;

· Конституционный суд (ст. 125).