СП как наука


Музыка

История создания

В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Военный реквием — самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого. Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами английского поэта Уилфрида Оуэна.

Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:

Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь.

На вопрос о содержании Военного реквиема, Бриттен ответил: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно традиционным разделам заупокойной мессы.

Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии — сопрано, тенора и баритона — представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.

Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Requem aeternam — траурное шествие, сопровождаемое погребальным звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков (Те decet hymnus — Тебе поем гимн), звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие возобновляется, прерываясь во второй раз — теперь полным экспрессии трагическим монологом тенора (Не служат месс для жертв кровавой бойни). Dies irae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом — военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел» повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат. Кульминация следующего раздела — Recordare Jesu pie (О припомни, Иисусе) — отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания. Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa — Слезная). В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая фуга. Центр реквиема — Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов. Праздничный, ликующий, с юбиляциями медных инструментов, он внезапно сменяется апокалипсическим монологом баритона. После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает заключительная часть, Libera me — грандиозная фреска, в которой впервые объединяются все исполнители. Ее заключение — спокойная, постепенно стихающая колыбельная.

 

 

Д.Д. Шостакович Симфоническое творчество.

1 симфония – принципы западноевропейского романтического симфонизма и «балаганной драмы» Стравинского

2 симфония – «Симфоническое посвящение Октябрю»

3 симфония – «Первомайская»

4 симфония – 3 части с похоронным маршем

5 симфония – переломное произведение в творчестве Шостаковича

6 симфония – баховский тематизм

7 симфония – симфония-драма (ВОВ)

8 симфония – симфония-трагедия (ВОВ)

9 симфония – лёгкая, камерная

10 симфония – оптимистическая трагедия, DSCH

11 симфония – «1905»

12 симфония – «1917»

13 симфония – на стихи Евтушенко для баса и оркестра

14 симфония – для баса, сопрано и оркестра, главная тема – смерть

15 симфония – достаточно традиционна; включает темы Россини и Вагнера

 

Симфонизм.

В творчестве Шостаковича определяются три линии симфонизма:

1) драматическая и лирико-философская (№ 1, 5, 6, 10, 15);

2) трагедийная (№ 4, 8, 11, 13, 14);

3) героико-драматическая и жанровая (№ 2, 3, 7, 9, 12).

 

 

Принципы симфонической драматургии.

 

Шостакович воплотил некоторые общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века, которые были обусловлены духом времени: бедствия и подвиги тотальной войны, великие потрясения эпохи, страстная борьба за гуманизм. В связи с этим возрастает роль различного рода вторжений, потрясений в симфониях. Приём монологов-исповедей, речитативов-размышлений в медленных частях цикла и послекульминационных зонах связаны с ростом интеллектуализма в симфониях, то есть стремление выразить не только чувства, но и мысли.

Принцип монотематизма, лейтмотивная система, тематическое развитие обогащается полифоническими приёмами и даже формами (канон, фугато, фуга). Причём главная партия – полифонична, побочная – гомофонно-гармоническая.

Используются темы-оборотни, встречаются элементы эпохи барокко, «обобщение через жанр». Тембровая драматургия схожа с Чайковским: полное использование всех возможностей струнных, медь в героических и драматических эпизодах. Особое отношение к дереву – соло как выражение мыслей и чувств самого героя.

 

 

 

СП – наука о механизмах и закономерностях социальных групп, их взаимодействия, о поведении личности включенной в эту группу и о индивидуально-психологических характеристиках этой личности.

 

Разделы СП:

1) СП личности

2) СП малой группы

3) СП большой социальной группы

4) СП межгруппового взаимодействия

 

Краткая история становления СП

Выделяют несколько этапов

1)донаучный или философский

2)становление СП как науки – возникают первые научные представления об психологических механизмах взаимодействия людей, начинают изучаться большие социальные группы – этносы и нации.(Тард, ЛЕбон, Сигеле) Тут СП носит описательный характер. (с середины 19 века)

3)появление экспериментальной СП, появление первых фундаментальных трудов по СП (конец 19 - начало 20 века). (Макдугалл 1902- учебник «Социальная психология»)

4) современный этап (1920гг по настоящее время).

 

Специфика развития СП в России

В конце 19 века СП развивается в рамках физиологии.

 

Методы СП:

Классификация метода Ананьева (лангитюдный, сравнительный, срезов, комплексный)

Эмпирические(эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение)

Методы обработки данных (качественный и количественных)

Методы интерпретационные (генетический, структурный)

 

Специфика применения методов: наблюдение за межличностными отношениями. Социометрия – эмпирический метод - автор Морено.

Социометрия имеет целью:

1)измерение отношений сплоченности-разобщенности в группе.

2)выявление социометрических позиций, т.е. относительного авторитета членов группы по признаками симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер и отвергнутый.

3)обнаружение внутригрупповых подсистем (микрогруппы) взаимодействия между ними.

 

Процедура:

Цель, задачи, предмет, объект, гипотеза – соответствует всем требованиям проведения психологического исследования.

1) составление социометрической карты

 

N (количество человек в группе)=12

 

ФИО________________________

Вопрос «+» :______________________(вопрос прямой в след.таблице - обратный)

 

ФИО баллы
  +3
  +2
  +1

 

ФИО________________________

Вопрос «-» :______________________

 

ФИО баллы
  -3
  -2
  -1

 

 

2)составление социо-матрицы: ранжирование выборов из социо-карты

Существуют 2 вида социометрии – параметрическая и непараметрическая

 

Параметрическая – процедура с ограничением количества выборов (социометрическое ограничение) – зависит от количества членов группы – для группы 5-7 человек ограничение 1, 8-11 человек 2 выбора, 12-16 человек 3 выбора.

Непараметрическая – не ограничено количество выборов (N-1)

 

Социоматрица – итоговая таблица, куда заносятся результаты

 

 

ФИО
Иванов х   +3          
Соколов +3 х -3 +2 -1 -2   +1
Солынин     Х          
Молоков     -1 х        
Афанасов     +2   х      
Ледовская           х    
                 
Тихомиров               х
Количество выборов          
Социометрический статус Сумма баллов (с учетом знака)          

 

 

СС – показывает положение человека в группе. Выделяют 5 положений:

1.звезды – наиболее предпочитаемые члены группы выбор большой, СС высокий,

2.высоко, средне и низко статусная – есть отрицательные выборы.

3.изолированные – у которых нет вообще выборов.

4.пренебрегаемые – у которых преобладают отрицательные, но могут быть и положительные.

5.отверженные или изгои – только отрицательные выборы.

 

3)Составление социограммы

 

Графическое изображение результатов социометрии см.рисунок 1

 

Микрогруппа составляет от 2 до 4 человек.

 

 

01.02.12

 

Малая социальная группа

 

Признаки:

1) наличие 2 или более людей

2) наличие достаточного времени взаимодействия

3) наличие общей цели и совместной деятельности по ее достижению

4) наличие эмоциональных и других взаимосвязей

5) осознание себя как «мы», а других как «они»

6) наличие традиций, а также общих норм и ценностей

7) наличие достаточного времени существования людей внутри группы

8) наличие организационной структуры и органов власти.

 

Виды МСГ:

1) условная – объединенная по какому-либо признаку, но реально не существующая (выделение происходит в исследовательских целях)

2) реальная группа – люди находятся в общении друг с другом.

3) Формальная группа – вынужденное объединение, имеет заданную извне структуру.

4) Неформальная группа – объединенная по интересам, объединяются на основе личностных предпочтений.

5) Слабо развитые группы – находящиеся на начальном этапе своего существования.

6) Высоко развитые группы – созданные давно, отличающиеся единством целей, общих интересов, высоким уровнем самоорганизации и сплоченности.

7) Диффузная – группа, которая объединена кратковременными эмоциональными переживаниями.(ДТП бабушки)

8) Референтная (эталонная) – группа, на которую человек ориентируется в своих личностных интересах, предпочтениях и симпатиях.

9) Нереферентная (группа членства) – в которую человек реально включен.

 

Структура МСГ:

Включает в себя несколько подструктур.

1) композиционная – описание группы по внешним показателям или составу группы.(описание выборки)

2) подструктура межличностных предпочтений – реальные межличностные связи, включающие в себя отношения симпатии и антипатии(социометрия).

3) Коммуникационная – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, которые существуют как между членами группы так и со внешней средой.

4) Функциональное отношение – связана с тем, что в группе каждый человек выполняет определенную функцию, и занимает определенное положение в соответствии с ней. (социометрия)

 

 

Социально психологические отношения в МСГ

 

Состоит из нескольких компонентов:

1) взаимоотношения в малой группе – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями людей в ней участвующих. Виды:

· общественно политические – возникают в процессе подготовки каких-либо мероприятий

· служебные – возникают в процессе совместной профессиональной деятельности, направлены на реализацию профессиональной цели.

· внеслужебные отношения – вне профессиональной деятельности.

Взаимоотношения в МГ должны соответствовать принципам:

· Уважение и субординация – предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам морали и нравственности, предполагают учет индивидуально-психологических и социальных особенностей их членов, а также внимательное отношение к интересам, склонностям и запросам. Также предполагается сохранение социального статуса каждого из членов группы.

· Принцип сплоченности – предполагает формирование у членов группы взаимоподдержки, взаимопонимания и др. Члены группы должны ценить принадлежность к ней, поддерживать друг друга и удерживать от недостойных поступков.

· Принцип гуманизма – предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость, доверие и др.

2) Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе совместной деятельности членов группы.

Функции:

· Ценностно-нормативная – групповые устремления должны отражать интересы всех членов группы.

· Организационно-функциональная – групповые устремления выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия.

· Индивидуально-мотивационная – фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов группы.

3) Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным событиям, фактам или явлениям, как внутри группы, так и за ее пределами.

Функции:

· Информационная – показывает то, на каком уровне развития находится группа.

· Функция воздействия – оказывается влияние на всех членов группы.

· Оценочная функция – во мнении группы выражается оценка. Групповое мнение может быть официальным и неофициальным.

4) Групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, возникших в определенный момент и определяющих направленность, ориентацию и характер деятельности группы в целом и отдельных ее членов.

5) Традиции – сложившиеся в основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения.

 

Д\З: классические эксперименты по социальной психологии WIKI : Хоторнский эксперимент (Мэйо Э.); Стэнфордский тюремный эксперимент (Зимбардо Ф.); эксперименты Аш (Эш) С.(конформизм); Милграм Стенли (с током); Шериф Мазафер (лагерь).

 

31.01.12г

 

Феномены группового влияния

 

1) Социальная фасилитация – это тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении работы незнакомой или сложной). Ухудшаются: концентрация внимания, показатели сложной умственной деятельности, процессы генерации идей.

 

2) Социальная ингибиция – тенденция выполнять деятельность лучше в присутствии других людей (при выполнении работы известной и не сложной). Улучшается: сила мышечного напряжения, объем внимания, долговременная память и ассоциативное мышление.

 

3) Конформизм – это групповое давление, в результате которого изменяется установка или поведение отдельного человека в результате воображаемого или реального давления группы. Конформистом называется человек поддающийся групповому давлению, нонконфомист – не поддающийся.

Закономерности конформного поведения:

· Трудность и определенность поставленной перед группой задачей – чем сложнее и неопределенней задача, чем выше уровень конформизма.

· Размер группы – наибольшая степень конформизма в группах от 2 до 5 человек. (в подростковых группах)

· Сплоченность группы – чем выше сплоченность группы, тем выше конформизм.

· Социальный статус человека – чем выше статус человека, тем большее давление оказывается им на группу.

· Публичность группы – на публике уровень конформизма увеличивается.

· Пол и возраст – более внушаемые дети до 15 лет и женщины.

 

4) Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда их усилия объединены ради общей цели. Проявляется, когда не измеряется личный вклад участника в групповой деятельности. Если задача является для группы достаточно интересной, то участники мотивируются на важность личного вклада и социальная леность не проявляется.

 

5) Деиндивидуализация – утрата индивидуальности. Возникает в групповых ситуациях обеспечивающих анонимность или при достаточно большой численности группы (толпа).

 

6) Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы. Смещение средней позиции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. (Группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов. Обсуждение только усиливает изначально доминирующую точку зрения.)

 

7) Огруппление мышления – режим мышления возникающий - это стремление к внутренней гармонии группы, сопровождающееся желанием принимать решения не всегда адекватно ситуации, но сохраняющее существующую внутреннюю гармонию.

 

Влияние личности на группу – харизматические лидеры.

 

 

Социальный статус и социальные роли

 

 

Статус – положение или состояние.

Социальный статус – положение человека в группе.

Принято выделять 2 большие группы статусов:

1) Предписанные – те, которые предписываются человеку независимо от его способностей и усилий.

2) Достигаемые – те, которые требуют определенных усилий для человека.

 

Другие виды статусов: профессиональный, экономический, демографический, религиозный, кровно-родственные статусы.

 

Бывают эпизодические статусы – коротковременные.

 

Основные (определяют жизнедеятельность, реальные группы) и неосновные статусы (эпизодические, условные группы).

 

Каждый социальный статус обладает определенным рангом (некая иерархия, которая вырабатывается со временем в общественном мнении, передается, но нигде не фиксируется).

 

У каждого человека несколько статусов.

 

Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус, совокупность требований предъявляемых человеку обществом, а также действия, которые выполняет данный человек. Соответственно, если СС является некой совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль будет являться действием в этой совокупности прав и обязанностей.

 

Социальная роль состоит из 2 компонентов:

1) Ролевое ожидание – определяется социальным статусом.

2) Исполнение роли.

 

 

Социальные роли:

1) Институционализированные – не выбираемые социальные роли.

2) Конвенциональные – принимаемые или непринимаемые по соглашению.

 

Основные характеристики социальной роли (Толкот Парсонс):

1) Масштаб роли – зависит от диапазона межличностных отношений.

2) Способ получения роли – предписанные и достигаемые.

3) Степень формализации роли – формальные и неформальные роли.

4) Мотивация выбора роли – зачем выбирается роль.

 

 

К экзамену:

Социализация

Лидерство-руководство

Общение(не Андреев, учебники для техникумов)