Принципы драматургии и разбор частей.


Вступление.

Является переломной в стиле композитора и открывает зрелый период его творчества. Здесь отделились все основные принципы симфонизма Шостаковича. была написана в 1937 г. Герой симфонии – сам композитор, то есть человек 1930-х гг. Тема нравственной силы.

 

Как и у Чайковского, симфония - это инструментальная драма, но у Шостаковича она приобретает черты героики, поэтому имеет черты эпичности, большего значения событий. В драматургии главными являются первая и третья части. Первая часть имеет почти самостоятельное значение, четвертая – практически вторая разработка. Принцип монотематизма.

Первая часть представляет собой многосложную композицию. Начинается с главной партии, которая имеет две темы. Первая – сосредоточенные раздумья, излагается каноном, вторая – нервная, неустойчивая, это “тема-оборотень”. Побочная партия – лирико-философская, светлое созерцание. Ступеневая разработка имеет две кульминации: марш на второй теме главной партии и двойной канон на первую тему главной партии и тему побочной партии. Скорбная статичная кода предвосхищает настроение третьей части.

Тематического материала больше всего во второй части – скерцо. Вообще средние части нужны Шостаковичу для того, чтобы расширить жизненный фон событий. Сложная трёхчастная форма. Здесь проводится определённый стилистический замысел: каждая тема воспроизводит какой-либо жанр или приёмы выразительности, характерные для музыки классического периода, но повсюду возникает их пародийное преломление. Темы в скерцо довольно разные по характеру: грубоватый народный танец (1-ая тема), подчёркнуто изысканная мелодия, которая воплощает галантный стиль (2-ая тема), кокетливая, капризная, грациозная тема у соло скрипки и флейты (3-я тема), энергичное движение у струнных (4-ая тема).

В третьей части драма переходит в лирико-психологическую сферу. Большое Ларго строится на трёх темах. Написано в сонатной форме без разработки, но изложение тем динамично. Главная партия – скорбная, хорального склада, с щемящими задержаниями; побочная состоит из двух тем: лирическая, грустная мелодия у флейты на фоне арфы, жалобные восходящие секундовые интонации – «рыдания» - у струнных.

Финал начинается с активной, мощной темы главной партии. Сам Шостакович сказал по поводу этой части: «Я думаю, каждому ясно, что происходит в Пятой. Ликование в ней вынужденное и вызвано угрозами, как в «Борисе Годунове». Всё равно что кто-то бьёт вас палкой и приговаривает: «Ты должен ликовать, ты должен ликовать», и вы, пошатываясь, поднимаетесь и маршируете, бормоча: «Мы должны ликовать, мы должны ликовать…». Такой же характер в духе массовых песен имеет и побочная, чья тема звучит первый раз у соло трубы. Далее идет медленный лирический эпизод, реприза, которая воспринимается как длинный подъем к коде, и сама кода как проявление жизнеутверждающего начала.

 

Идейно-образная концепция Пятой симфонии говорит не только о достигнутой композитором зрелости, но и о самобытном преломлении им принципов реализма, предвосхищая тем самым важнейшие черты последующих произведений Шостаковича.

 

Тема: Д.Д. Шостакович. Симфония № 7. (1941 г., C-dur).

1. Вступление.

Посвященная ВОВ, имеет название “Ленинградская”. Первоначально имела программу: первая часть – “Война”, вторая – “Воспоминания”, третья – “Родные просторы”, четвертая – “Победа”. Потом композитор убрал эту программу, но образное содержание осталось прежним. Некоторые фрагменты, к примеру эпизод нашествия, были созданы ещё до начала ВОВ, что даёт возможность другой образной трактовки. Премьера состоялась в Куйбышеве в 1941 г., за границей первый раз прозвучала в Нью-Йорке под управлением А. Тосканини.