Прелюдии.


Третий период.

Второй период.

Первый период.

Заключение.

В послевоенные годы Дебюсси рядом с такими дерзкими разрушителями романтической эстетики, как Стравинский, Прокофьев, Хиндемит, воспринимался многими как представитель импрессионистского вчерашнего дня. Но позже стало проясняться колоссальное значение французского новатора, оказавшего непосредственное влияние на Стравинского, Бартока, Мессиана, предвосхитившего сонорную технику и вообще новое ощущение музыкального пространства и времени.

 

4 курс инструменталисты

К. Дебюсси Фортепианное творчество.

В 1880-1890-е гг. фортепианное творчество в европейской музыке уже не пробуждало интереса. После Вагнера – всплеск интереса к оркестровой музыке и музыкальной драме. С 1901 г. Дебюсси возвращается к фортепиано: сюита для фортепиано (прелюдия, сарабанда, токката), где возродил традиции французских клавесинистов 18 века – неоклассицизм. В 1903 г. – цикл «Эстампы» («Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождём»). Дебюсси развивал и обновлял именно французский пианизм, его традиции: напевность, утончённость, филигранность, камерность, в чём-то декоративность.

 

В 1905-1910 гг. круг образов и тем расширяется: «Образы», где всё подчиняется конкретным музыкальным образам («Отражения в воде», «Памяти Рамо», «Движение», «Колокола сквозь листву», «И луна спустилась», «Золотые рыбки»).

 

В 1908-1915 гг. создаётся «Детский уголок» - простота средств и форм. В то же время тонкие находки – «Доктор Градус», «Снег танцует», «Маленький пастушок», «Кукольный кэк-уок», «Серенада кукле», «Колыбельная слона». Другие циклы: «Ящик с игрушками», 12 этюдов памяти Шопена, 24 прелюдии, 6 античных эпиграфов (прелюдии в 4 руки).

 

Все самые типичные черты фортепианного творчества Дебюсси воплотились в этом цикле: многоплановость и частая смена фактуры, прозрачность, сложный ладогармонический язык, прихотливая гибкая ритмика; мелодия зачастую скрытая в фактуре, тончайшая нюансировка, педализация. Есть джазовые интонации – «Менестрели». Название каждого произведения идёт в конце нотного текста. 24 прелюдии включают различные спектры образного содержания:

- пейзажи («Паруса», «Ветер на равнине», «Что видел западный ветер», «Туман», «Холмы Анакапри», «Вереск»);

- портреты («Девушка с волосами цвета льна», «Танец Пёка», «Менестрели», «Генерал Лявин-эксцентрик», «В знак уважения Пиквику, эсквайру»);

- жанрово-бытовые сценки («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры»);

- сказочные, легендарные образы («Затонувший собор», «Феи – прелестные танцовщицы», «Ундина»);

- прелюдии, навеянные произведениями искусств («Дельфийские танцовщицы», «Канопа»);

- прелюдии, навеянные поэзией («Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе», «Терраса, освещаемая лунным светом»);

- символистские сюжеты («Шаги на снегу», «Мёртвые листья»);

- этюд «Чередующиеся терции» и ослепительный финал «Фейерверк».

 

4 курс инструменталисты

Морис Равель (1875-1937). Характеристика творчества.