С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.


Принципы драматургии и разбор частей.

Её музыкальный стиль тесным образом связан с предыдущими программными вокально-инструментальными сочинениями. Истоки драматургии усматриваются в симфониях № 4, 7, 13 и опере «Катерина Измайлова». Здесь чередуются и сочетаются трагедийность, лирика, эпос, гротеск, театральность, публицистика. Интонационное сквозное развитие. 1-2 номера – вступление, 3-8 – разработка темы, 9-11 – финал.

1. De profundis (Ф.Г. Лорка) – начинается словами «Сто горячо влюблённых». Речитативная мелодика у баса, низкие регистры оркестра, печально солирующие скрипки.

2. Малагенья (Лорка) – мятежность, страстность, порыв, испанские мотивы, кастаньеты.

3. Лорелея (Г. Аполлинер) – сопрано и бас, те же мятежность и порыв.

4. Самоубийца (Аполлинер) – трагическая кульминация всей симфонии.

5. Начеку (Аполлинер) - настороженность, ксилофон.

6. Мадам, посмотрите! (Аполлинер) – звучат сопрано и бас. Часть показывает женщину в состоянии аффекта.

7. В тюрьме Сантэ (Аполлинер) – всплеск отчаяния.

8. Ответ запорожских козаков константинопольскому султану – сатира, гротеск, оскорбления, возмущение и вместе с тем чувствуется отчаяние.

9. О, Дельвиг, Дельвиг! (Кюхельбекер) – прекрасная элегия, полная возвышенного покоя.

10. Смерть поэта (Рильке) – скорбный хорал, плач о поэте.

11. Заключение (Рильке) – образная незавершённость финала на словах «Всевластна смерть».

 

4 курс инструменталисты

Яркая блестящая композиция для фортепиано с оркестром (1934 г.) сразу стала популярным произведением. Известности Рапсодии способствовала постановка балета на эту музыку в 1939 г. Первые исполнения прошли в США.

Рапсодия написана в форме романтических вариаций на тему знаменитого каприса ля-минор из «24-х каприсов для скрипки соло» Паганини. Мелодия каприса своеобразна, но легко запоминается. Разнообразные вариации сменяют друг друга в непрерывном драматургическом развитии: экспозиция (№ 1-10) переходит в свободно построенную середину (№ 11-18) и репризу (№ 19-24).

Вступление построено на начальной попевке, своеобразном лейтмотиве Рапсодии, который пронизывает всю её музыкальную ткань. Далее следует не тема, как принято, а первая вариация. В последующих вариациях мелодия и гармония усложняются, динамизируется фактура, композитор вводит в верхние голоса начальные интонации хорала Dies irae (№ 7-10). Развитие демонического начала приводит к гротескному маршу (№ 10).

Средний раздел, по словам Рахманинова, рисует «любовные эпизоды». № 11 – фортепианная каденция; № 12 – изящный менуэт; № 13 – первое объяснение в любви; № 15 – лёгкое скерцо; № 16 – меланхолическая мелодия в духе русских напевов; № 18 – ноктюрн – лирическая кульминация всего цикла.

В начале репризы показано блестящее искусство Паганини, его виртуозная манера импровизации. Одна из наиболее развёрнутых пьес выдержана в характере быстрого марша с яркой кульминацией - № 22. прихотливая каденция подводит к вариации № 23, где появляется умирающий Паганини. Снова возникают виртуозные пассажи (№ 24). В коде композитор подчёркивает кульминационное значение Dies irae.

 

4 курс инструменталисты

С. Рахманинов. Симфония № 3.