Вопрос 26. Правовое регулирование брака и семейных отношений


ТЕМА 6. СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Вопрос 25. Правовые изменения в статусе лиц

Вопрос 24. Правовые категории лиц в зависимости от статуса семьи

Полностью самостоятельной гражданской правоспособностью (лицом своего права — persona sui juris) в требованиях римского цивиль­ного права мог быть только глава, или отец семейства.

Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; его власть прекращалась только со смертью домовладыки или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве. Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье степени родства.

Зависимость других членов римского клана-семьи от домовлады­ки была троякого рода. Под властью состояли рабы, дети, рожденные в правильном браке; в их отношении преимущество гражданской правоспособности домовладыки было бесспорно.

Жена (другие женщины-родствен­ницы) считалась находящейся под рукой (вследствие давности прожива­ния, покупки жены и т.п. признанных правом обстоятельств).

В состоянии обладания (in mancipii) могли находиться другие домочадцы — вольноотпущенники, свободнорожденные, но не римские граж­дане, клиенты и др. — которые по частноправовым обстоятельствам попа­ли в зависимость от домовладыки и, следовательно, сами не пользовались всеми или большинством предписанных правом правомочий цивильного права; они могли быть отчуждены наравне с рабами.

Право допускало изменение правоспособности (capitis deminutio) в сторону ееухудшения.

Полная утрата всех личных качеств (статуса persona) наступала вследствие гражданской смерти (пленение, продажа в рабство за Тибр, т.е. на территорию вне Рима, безусловное из­гнание).

При сохранении качеств persona человек мог подвергнуться троя­кому по значимости ухудшению статуса: лишение свободы считалось как наибольшее ухудшение статуса; утрата римского гражданства и приобретение другого рассматривалось как среднее ухудшение; изменение положения в семье счита­лось как наименьшее ухудшение статуса.

Менее характерным, но все же признаваемым правом явлением было и изменение статуса в сторону улучшения — т.н. усиление состоя­ния. Так же как и уменьшение, усиление статуса могло быть минималь­ным (в рамках семьи), средним (приобретение другой категории гражданства), наиважнейшим (освобождение от рабства прежде полноправного римского гражданина).

 

Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Неоднозначное правовое происхождение института брака в це­лом определило сложность его юридической конструкции в римском пра­ве. Брак характеризуется (1) взаимностью; в него вступают два партне­ра, не имея в виду безусловного равенства при этом; (2) состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматри­ваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола либо с нео­пределенными половыми признаками, а также между партнерами несо­ответствующего традиционным представлениям возраста; (3) согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем; (4) наличием половой связи между партнерами в браке; (5) стрем­лением партнеров заключить именно брачный союз; (6) постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае стремле­нием к таковой.

Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признан­ных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.

Непра­вильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписани­ями цивильного права. Брачное сожительство (contubemium) как бы оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личны­ми правовыми качествами для признания их семейного союза правом Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня. При намерении вступить в брак следо­вало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи так­же были препятствием для заключения брака. Римский брак допускалразвод супругов Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего.

Дей­ствительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство парт­неров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходи­лись по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Имущественные отношения супругов различались в зависимос­ти от формы заключения брака по римскому праву. При заключении бра­ка в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супру­гов.