Марксистская теория


Договорная теория

Особый интерес представляет договорная теория возникновения государства.

Отдельные элементы договорной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем клас­сическом виде договорная теория появилась лишь в XVII—XVIII вв.

Наиболее видными ее представителями были Г. Гроций, Д. Локк, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Радищев, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, А.Н. Радищев и другие ученые энцик­лопедического уровня, просветители.

На идеи общественного договора опирались американские мыслители XYIII века Т. Джефферсон, Т. Пейн и другие при обосновании суверенного права народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение и первое в истории официальное закрепление в Декларации независимости США 1776 года.

Каждый из них внес свою, весьма заметную лепту в процесс становления и развития договорной теории. Каждому из них при­сущи, помимо общих, подтвержденных всеми авторами положений, также элементы своеобразия. Оспаривая идеи божественного про­исхождения государства и права, А. Радищев (1749—1802) считал, например, что государство возникает не как результат некоего Бо­жественного провидения, а как следствие молчаливого договора чле­нов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, «есть великая махина, коя цель есть блаженство граждан».

В цело следует отметить, что договорные концепции государства и права сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых правах и свободах человека.

 

Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Марксистская теория происхождения государства наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства», само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших воз­никновение анализируемого феномена. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением. Для содержания этой публичной власти, замечает Энгельс, необходимы налоги, которые не известны родовому обществу.

В подходе В.И. Ленинаакцент делаетсяна антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство – подчеркивал он, – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Государство при этом характеризуется как «машина для поддержания господства одного класса над другим», как «машина для угнетения одного класса другим».

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и про­явление непримиримых классовых противоречий».

В целом теория от­личается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль­шое достижение теоретической мысли.

Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.