Портрет Марии Ивановны Лопухиной Портрет сестёр Анны и Варвары Гагариных


Г.

МХК

Чубакова Валерия

 

 

10.09.2011 г.

Введение.

Классификация искусств.

Виды искусств:

Пространственные/пластические. Временные.

Архитектура, скульптура, живопись, Музыка, литература, кино,

графика, ДПИ, пантомимы, танец,

 

т.к. их формы разворачиваются в пространстве. т.к. их формы существуют во времени.

 

Живопись и графика создают свои образы на плоскости в 2-х измерениях, но стремятся создать иллюзию 3-хмерного пространства, объём и пространственную глубину.

Архитектура, напротив, представляет собой 3-х пространственное искусство, но стремится перейти к 4-м измерениям по той причине, что воспринять все объёмы и пространства архитектуры мы способны только в движении и времени, что сближает архитектуру с 4-хмерным пространством музыки. Также музыку и архитектуру объединяет ритмичность в исполнении.

 

Ритм – соотношение между собой и чередование

различных деталей или частей.

«Ахитектура – это музыка в пространстве, застывшая музыка».

нем. философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854 г.).

 

«Архитектура и музыка – искусства, бессознательно оперирующие числам».

нем. философ, мат. и физ. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 г.).

 

Пласт пространственного искусства:

ИЗО.Не ИЗО

Скульптура, живопись, графика. Архитектура, ДПИ.

Воспроизводят визуально Создают пространственные формы

воспринимаемые действия. не аналогичные реальным действиям.

 

Главные задачи: подражание организация пространства

 

 

Теория искусствзародилась в Древней Греции.

Книга о происхождении искусств «Поэтика» была написана Аристотелем Стагирским (384 – 322 г. до н.э.) в 335 г. до н.э.

 

«Изобразительные искусства родились из подражания».

Из трактата «Поэтика».

 

Мимесис/мимезис (др.греч. Μίμησις)подобие, воспроизведение, подражание.

 

ИЗО нередко называют миметическим искусством.

 

Аристотель Стагирский. Римская копия оригинала Лисиппа.

 

Архитектура как вид искусства.

 

Архитектура – самое абстрактное искусство. Язык архитектуры не понятен, но привлекателен. Будучи частью натуры (природы) и служа самым утилитарным целям, архитектура отображает знаки,

числа,

символы,

абстрактные отношения.

 

Абстракция(от лат. Abstraction) – отвлечение от конкретного, обобщение.

Утилитарность (лат.) - стремление искать во всем прямую и общественную пользу, узко практическое направление.

В архитектуре важна социальная ответственность заказа. В скульптуре и живописи легче проявить свою независимость, что невозможно для архитектора, ведь он и его творчество зависят от заказчика. Особенно это проявлялось до конца XIX в.

Рембрандт (богат) и Ван Гог (беден) рисовали и писали, как хотели. А архитектор рассуждает о стиле эпохи, отображает дух времени и идеологию страны. Например, итальянцы строили повсюду, но в каждой стране архитектура отвечала культуре именно этой страны, а не Италии.

 

Пример: Дворец Фонтенбло (фр. Château de Fontainebleau)ъ

Дворец эпохи Ренессанса (с 1528 г.) во французском департаменте Сена и Марна, в г. Фонтенбло.

С 1981 г. дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Авторы: итал. Приматиччо и Бенвенуто Челлини, затем фр.Филибер Делорм.

 

В Европе ещё актуальны замки, хотя в Италии их перестали строить уже в XV в. Вместо замков (итал. Палаццо) строили виллы.

 

Палаццо (итал. Palazzo, от лат. Palatium) – дворец. Название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры.

 

Пример: Дворец Крымских ханов.

Единственный памятник крымско-татарской дворцовой архитектуры.

НачалоXVI в. г. Бахчисарай (Украина).

 

Дворец построен итальянцами по принципам ислама.

 

Пример:Успенский собор.

Успенский собор во Владимире 3-хапсидный. Успенский собор в Москве 5-тиапсидный.

 

Собор во Владимире – кафедральный православный храм Владимирской епархии. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси.

 

Успенский собор 1326—1327 г. (при Иване I Калите) был первым каменным храмом Москвы. К 1471 г. (при Иване III ) собор обветшал, т.к. не велись ремонтные работы. В 1475 г. началась реконструкция под руководством Аристотеля Фиораванти. Замеры снимались с Успенского собора во Владимире.

 

Храм был освящён 12 августа 1479 г.

 

Успенские соборы во Владимире и в Москве объединяет:

Белый камень, центрический тип, пятиглавие, шестистолпные, фасадные стены завершены полукруглыми закомарами, порталы, узкие окна.

 

Успенский собор при Иване I. Планы собора во Владимире до и после перестройки в 1186—1189 г.

 

Закомара (др. русск. Комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней свод.

Портал (лат. Porta) – главный вход большого архитектурного сооружения;

П-образная форма рамы камина.

 

 

В XVIII в. архитекторы предприняли попытку освободиться от условий заказчика, что привело к возникновению феномена «Бумажная архитектура».

Произведения бумажной архитектуры представляют собой проекты на бумаге, свободные архитектурные эскизы и чертежи, не предназначенные для конкретного строительства.

 

Пример: Проект «Дом смотрителя источника воды».

Один из невыполненных проектов по строительству в городе-утопии Шо, Франция.

 

Проект опубликован в 1804 г.

Автор: фр. Клод-Никола Леду (1736 – 1806 г.)

 

В конце XVIII в. после Великой Французской Революции (1789-1796(99) г.) …

 

«…закончилась эпоха дворца и собора и наступила эпоха вокзала, стадиона, театра, музея, большого универсама…»

австр. историк искусств и философ. Ганс Зедльмайр (1896 – 1984 г.).

 

Перечислены места, где чаще всего на досуге собирались люди. Власть правительства (дворца) и духовенства (собора) отошла на второй план.

 

 

Изменения в обществе =› изменение стиля архитектурных сооружений.

После Октябрьской революции (1917 г.) архитекторы задумываются о небоскрёбах, «летающих городах». Появляется андеграунд, что становится толчком для всей современной архитектуры.

 

Андеграунд (англ.) – форма протеста против государственного стиля.

 

Архитектура в пространстве организует материалы.

 

Свойства материалов:

· Объём,

· Тяжесть,

· Поверхность:

  1. Фактура,

2. Текстура.

 

 

Фасад отражает внутреннюю структуру здания.

 

Пример: Церковь Покрова на Нерли.

 

Крестово-купольный храм 1158 г. в г. Боголюбово, Владимирская обл.

Первоначально был окружен с трёх сторон галереями, лестницы которых вели на хоры.

 

Фасад   Внутренняя структура
Купол указывает на Центральный квадрат. Амвон.
Ср. апсида Алтарь
Глава Центрический план здания
Прясла Нефы
Закомары Своды
АКФ Уровень пола в помещении 2-ого яруса

 

 

 

 

Амвон – ярко освещённая центральная часть.

Уровень пола в помещении 2-ого яруса – княжеские хоры. Они освещены большими окнами для князя, его семьи и близкого окружения.

Маленькие окна освещают нефы для простолюдин.

План церкви.

Амвон (от греч. Aμβων – возвышение) – специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения

некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

 

Неф (фр. Nef, от лат. Navis — корабль) - вытянутое помещение, часть (обычно в базилике), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.


 

Пространство архитектурного сооружения:

 

Продольный план. Центрический/компактный план.

Базилика.

Спроектирован для шествия процессий, Создан для предстояний,

паломников и ост. к алтарю. торжеств, молитв и т.д.

 

Обозначения углов:

 

Тетрагон – 4 угла

Пентагон – 5 углов

Гексагон – 6 углов

Октагон – 8 углов

+ Рондо – круг

 

Архитектура подобна живописи и графике, т.к. оперирует линиями и плоскостями.

Но отличие в том, что архитектура в полной мере осваивает, организует и владеет глубиной пространства, а живопись и графика, в свою очередь, создают иллюзию пространства.

 

Архитектура подобна скульптуре, т.к. оперирует массами и формами.

Но отличие в том, что архитектура действует снаружи и внутри, а скульптура только снаружи.

 

Архитектура – стилеобразующее искусство. Она синтетически объединяет разные виды искусства.

Т.е. архитектура – основа синтеза искусств.

Пример: Готический собор.

 

архитектура – фасад

монументальная живопись – витраж

скульптура – украшения

музыка, играющая в соборе

Чужд мимический подход. Архитектура не репродуцирует натуру, не отталкивается от неё, но вырабатывает собственный язык символов и ритмичных форм, знаков.

 

Эмоциональное выражение, экспрессия несвойственна архитектуре.

 

В живописи и скульптуре главное – отношение к натуре; всегда есть ядро реальности. Архитектура, напротив, не заимствует у натуры своих образов, ничего не рассказывает, но отображает события, явления, малейшие колебания в обществе.

 

Архитектура изображает общее, общество, общественного человека. Изображается общее, а не частное.

Архитектуру нельзя путать со строительством:

Архитектура – искусство, строительство несёт утилитарный смысл.

 

Архитектура представляет собой артикулированное сооружение, членение фасадов, декоративность. Архитектурные ритмы: горизонтальные и вертикальные. Очерчивает определённую форму.

Архитектура воспринимает пространство сверху-вниз.

 

Артикуляция (лат. Articulo) – способ исполнения последовательного

ряда каких-либо деталей.

 

 

История архитектуры создала

 

4 типа конструкции:

 

1. Стоечно-балочная конструкция. Первобытность.

2. Монолитно-сводчатая конструкция. Древний Рим.

3. Готическая каркасная конструкция. Франция XII в.

4. Современная каркасная конструкция. XIX в.

 

1. Стоечно-балочная конструкция. Первобытность.

 

Самый древний пример этой конструкции – Стоунхендж.

В Древнем Египте конструкция совершенствуется – появляются колонны (из папирусов пальмовидные и проч.).

В Древней Греции доводится до совершенства появлением ордера и иерархии несущих и несомых частей.

 

Stonehenge, Солсберийская равнина, графство Уилтшир, Англия.

 

2. Монолитно-сводчатая конструкция. Древний Рим.

 

Клинчатая арка, свод, купол.

До того как древние римляне придумали бетон (ΙΙΙ-ΙΙ в. до н.э.), арки строили/складывали в сухую – клинчатые арки.

 

 

Сначала застраивались стены (пилоны), между которыми ставится деревянная или кирпичная временная опора. На карниз закладывались пяты арки, на них ставили клинчатые кирпичи и закрепляли замковым камнем. После этого строили пазуху арки, которая могла украшаться различными рельефами.

 

Пилоны (от греч.Πυλών — ворота, вход) - колонны, являющиеся опорой арок,

сводов, мостов или оформляющие по сторонам въезды,

входы в парки, на мосты и т.п

 

 

Балки могут провиснуть, если ими перекрыть большой пролёт.

А свод выводит пространство выше, создаёт огромное зальное пространство и является более прочным, в отличие от балок. Но при этом, свод сопровождает большая пружинная сила бокового распора.

 

Примеры: Колизей, римские арочные мосты и акведуки,

 

Колизей (амфитеатр Флавиев) 72-80 г. н.э. между Акведук в Сполето (741 г.)

Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

 

Пример: Базилика Максенция и Константина. (Basilica di Massenzio)

 

Административная базилика 308-312 г. н.э. Вид ны руины.

 

Самое большое здание на Римском Форуме. Построение основано на клинчатой арке.

 

Пример: Пантеон.

ІІ в н.э.

 

Первое купольное здание в истории зодчества.

Зал перекрывает купол диаметром 43 м.Купол являлся самым большим до XIX в.

 

3. Готическая каркасная конструкция. Аббат Сугерий. Франция XII в.

 

Конструкция создана в XII в. в аббатстве Сен-Дени недалеко от Парижа.

Изобретатель – аббат Сугерий (1081-1151 г.), советник французских королей Людовика VI (1081-1137 г.) и Людовика VII (1120-1280 г.).

Монастырь св. Дионисия – главный во Франции, стал усыпальницей французских королевских семейств.

 

На создание готического стиля подтолкнуло:

Одна из книг св. Дионисия. Она описывает путешествие в «Небес Град», где нет ночей, теней, и всё пространство было заполнено солнцем, исходившим от Бога.

 

В христианской эстетике свет играет особо важную роль.

 

«Я хочу, чтобы в храме было больше света».

Сугерий.

 

 

Аббатство Сен-Дени

 

Но в храмах были маленькие окна, тёмные залы, толстые стены. Когда человек заходил в монастырь, он не сразу вспоминал о Боге. По традиции храмы перекрывались сводом с

использованием массивных столбов (романский стиль).

 

Аббатство – католический монастырь.

Поэтому Сугерий отказался от:

· Цилиндрического свода , заменив его стрельчатой аркой , у которой меньшая сила бокового распора. Её заимствовал из арабской архитектуры.

Готическая арка легла в основу готического крестового свода.

· Стен, разворачивая их и применяя систему контрфорсов и аркбутанов (¼ арки)

 

 

Аркбутан (фр. Аrc-boutant) — наружная ¼ арки, передающая горизонтальное усилие

распора от сводов постройки на контрфорсы.

Контрфорс (фр. Сontre force — противодействующая сила) — вертикальная конструкция, предназначенная для усиления несущей стены путём принятия

на себя горизонтального усилия распора от сводов.

 

Пример: Собор Парижской Богоматери.( фр.Notre Dame de Paris)

 

Фасад.

 

Вид с юга.

 

Чтобы построить окна в витражах, сначала делали каркас из металла, а затем заполняли его камнем и стеклом.

 

4. Современная каркасная конструкция. XIX в.

 

 

Возникла с изобретением железобетона и металлического каркаса. Используется при возведении небоскрёбов.

 

Примерный ход работы:

Закладывается фундамент, возводятся коммуникации, арматуры и бетонные стержни, перекрытия. Затем покрывают металлом и стеклом.

 

 

Паркостроение– раздел Архитектуры.

 

4 типа Парка:

1. Террасный итальянский. Италия XV в

2. Регулярный французский. Франция XVII в.

3. Пейзажный английский. Англия XVIII в.

4. Вертикальный сад. Конец XX в.

 

1. Террасный итальянский парк. Италия XV в.

 

Т.к. Италия расположена на холмистой местности, то парк разбивали на террасы, которые соединялись пандусами или лестничными пролётами.

Украшениями могли являться растения, фонтаны, статуи, водоёмы и т.п.

 

Пример : Петергоф

1705-1723 г. Многие архитекторы внесли свой вклад в создание «Русского чуда».

 

2. Регулярный французский парк. Ленотр. Франция XVII в. эп. Просвещения.

 

«Государство – это Я».

Людовик XIV «Король Солнце» как он себя называл.

Людовик XIV (1638-1715 г.) создал абсолютную монархию и сильное централизованное государство. Его придворный садовод Андре Ленотр (1613-1700 г.), также архитектор (классицизма) и философ (рационализма) творил в современных тогда течениях.

 

На создание регулярного парка подтолкнуло:

 

1. Новый архитектурный стиль – классицизм (лат. сlassicus – образцовый), который:

ориентировался на античность и

отличался от барокко симметрией, координацией, ясностью и логикой.

2. Новая философия – рационализм (лат. racio – разум), которая, в свою очередь, устроила переворот в сознании

общества. Теперь главным становился не Бог, а человеческий

разум, который преображает мир.

 

 

Парк отличается:

Прямые аллеи, в местах их пересечений стоят статуи или деревья, подстриженные под геометрическую форму. Он создаёт образ упорядоченного дикого природного хауса, где всё расставлено по местам.

 

«Философский сад» - природа, упорядоченная разумом человека.

 

Пример: Сады Версаля.

 

Творение Андре Ленотра.

 

3. Пейзажный английский парк. Англия XVIII в.эпоха Просвещения.

 

. На создание пейзажного парка подтолкнуло:

 

 

1. Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.), основоположник натурфилософии, возводит природу в абсолют. Его книга заменила Библию и была возведена в культ в Англии.

 

«Природа – это идеал, это Бог, непостижимый для человека,

поэтому он должен покориться ей».

 

Человек живёт в согласии с природой, «естественный человек».

 

2. Национальное качество: любовь к природеи домашним животным. Британский вкус эксцентричен и необычен. Главная техника живописи – акварель.

 

 

Парк отличается:

 

Для декораций могут впустить «гуляющих животных», например, овечек. Речки, мостики, пруды неправильной формы с островками, купы деревьев, скамьи для осмотра наикрасивейших мест.

 

Пример: «Вид Царицына села».

 

Автор: Василий Баженов. Проектный чертёж. 1776.

 

Создаётся образ дикой природы, не обезображенной убогим умом человека.

Противоположность регулярному парку.

 

4. Вертикальный сад. Конец XX в.

 

Представляет собою совокупность живых растений, размещённых в вертикальных специальных конструкциях, сплошное озеленение фасада, видны только окна.

 

Пример: Музей на набережной Бранли.

 

 

Архитектор: Жан Нувель.

 

 

Стили и направления.

Стиль – совокупность основных (формальных) черт и признаков

архитектуры определённого места и времени.

 

Стиль по распространению:

 

Малый Большой

Локальное/местное распространение Широкое распространение

(в пределах маленькой местности и (сметает границы и нормативы)

в небольшой период времени)

Пример: Московская архитектура XVII в. Готика в Средневековье.

Стили:

1. Романика. Западная Европа X­XII в.

2. Готика. Франция XI­XV в. см. стр. 12

3. Барокко. Италия XVII­ сер. XVIII в.

4. Рококо. Франция 1-ая ½ XVIII в.

5. Классицизм. Франция XVII-1800 г. Поздний классицизм.(ампир) 1-ая ⅓ XIX в.

6. Историзм и эклектика. Европа 1840-1880 г.

7. Модерн. Франция 1890-1900 г.

 

1. Романика Западная Европа X­XII в.

Романский (от лат. Romanus – римский).

 

Основные постройки – храм-крепость, замок-крепость, в которых можно пережить нападения врагов. Время экономической и политической нестабильности.

 

2. Готика. Франция XI­XV в. см. стр. 12

 

3. Барокко Италия XVII­ сер. XVIII в.

 

Барокко (итал. Barocco – неправильный,

 

португ. Perola barocco – жемчужина неправильной формы).

 

Начало триумфального шествия западной цивилизации. Присутствовал в католических церквях, при этом уделял внимание светской культуре.

 

Характерны: ассиметрия, динамика движений, скруглённые углы, изобилие скульптур на фасаде, пластика, массивные колоннады.

 

4. Рококо. Франция 1-ая ½ XVIII в.

 

Рококо (фр. Rococo, от фр. Rocaile – декоративная раковина, ракушка).

 

Представляет собой что-то среднее между барокко и классицизмом, например, присутствует не так много декора.

 

5. Классицизм. Франция XVII-1800 г.

 

 

Образец античной архитектуры (Древней Греции и Древнего Рима).

Свойственны: ясность, симметрия, чёткие углы, минимум декоративных деталей.

 

Поздний классицизм (ампир) 1-ая ⅓ XIX в.

 

Ампир – империя.

Возник во Франции при Наполеоне I Бонапарте (1769-1821 г.), наполеоновских войн. Обращён к наследию Римской Империи.

 

 

Пример: Триумфальная арка (фр. arc de triomphe de l’Étoile)

 

 

Автор: Жан-Франсуа Шальгрен.(1739-1811г.)

 

6. Историзм и эклектика. Европа 1840-1880 г.

 

Эклектика (от др.-греч. Έκλέγω – выбираю, отбираю, избираю)

 

Возникли во время серьёзных увлечений историей, книгами и т.д.

 

Историзм – имитация ранее доминировавших архитектурных стилей.

 

Пример: ГУМ(Главный Универсальный Магазин)

Псевдорусский стиль. ГУМ занимает целый квартал Китай-города.

 

Эклектика, с свою очередь, соединяет фрагменты различных стилей. Смешение стилей. Не всегда удачно.

 

7. Модерн. Франция 1890-1900 г.

 

англ. Modern Style

итал. Stile Liberty

фр. Art Nouveau

исп. Modernismo

нем. Jugendstil

австр. Secessionsstil

Отказывается от: симметрии, ордена.

Предпочитает: разнофасадность, мозаики, витраж, криволинейные очертания.

 

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926 г.) и Лев Николаевич Кекушев (1862-1916(19)г.) (преподаватель Строгановки) повлияли на развитие модерна – плюрализм(множество стилей).

 

Направления:

Охватывают ИЗО, литературу, музыку.

Возникают внутри стиля и вопреки ему.

 

1. Сентиментализм к. XVIII в.

2. Романтизм между Великой Фр. Революцией и Наполеоновскими войнами к. XVIII в.

3. Реализм XIV­XX в.

4. Символизм к. XIX в.

 

1. Сентиментализм к. XVIII в.

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувство).

 

Произведения, основанные на чувствах читателя.

Проявляется в рамках сдержанного классицизма.

 

Примеры:

 

Автор:Владимир Лукич Боровиковский.

2. Романтизм к. XVIII в.

 

Развивался между Великой Французской Революцией и Наполеоновскими войнами.

Романтического героя изображают в переломный момент судьбы, тем самым, ломая всю нормативность. Присутствует изображение сильных страстей и характеров, катастроф и пейзажей.

 

Пример:«Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов (1832 г.)

 

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Ирают волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»

 

 

Пример:«Последний день Помпеи» .

Автор: Карл Брюллов.Картина написана в 1830-1833 г.

 

3. Реализм XIV­XX в.

 

Люди проникаются идеями социализма и марксизма. Все действия власти критикуются. Реалисты увлечены идеями переустройства мира, обращаются к мотивам, которые были. Более точная и объективная фиксация действительности.

Также большое внимание уделяется теме униженных и оскорблённых.

 

Пример: «Грачи прилетели».

Автор:Алексей Кондратьевич Саврасов.Картина написана в 1879 г.

 

 

4. Символизм к. XIX в.

 

Используется символика, недосказанные намёки, таинственность.Свойственна концепция двоемирия между реальностью и возвышенностью, реального и потустороннего.

Символика используется также и для декора, например: перила в виде змей и т.п.

 

Примеры: «Призраки» «В степи. Мираж»

Автор:ВикторЭльпидифорович Борисов-Мусатов. 1903 г. Автор: Павел Варфоломеевич Кузнецов. 1911 г.

:

«Демон Сидящий»

 

 

Автор: Михаил Александрович Врубель.1894-1902г.

 

«Сирень»

Автор: Михаил Александрович Врубель.1900-1901г.

«Лебедь»1901 г.

Автор: Михаил Александрович Врубель.

«Царевна-Лебедь»1898 г.

Автор: Михаил Александрович Врубель.

 

Стиль Направление
Классицизм Сентиментализм, Романтизм
Историзм и Эклектика Реализм
Модерн Символизм