Ораторское искусство в России
Краткая история развития ораторского искусства
Дата | События истории развития риторики |
V в.до н.э. | Возникновение риторики в Афинах. Афины – демократический город-полис. Владение риторикой – жизненная необходимость, т.к. каждый гражданин полиса в условиях демократии находится в потенциальной опасности от своих сограждан. Если гражданин желает предложить что-либо, то он сталкивается с общественным мнением, которое всегда консервативно и зависит от текущих событий. В этом случае сноровка в красноречии помогает убедить сограждан согласиться на предложение. Убеждающая речь (согласно Москвину) |
483 – 367 гг до н.э. | Горгий – основатель риторики |
Ок. 480 – 410 гг. | Деятельность Протагора (одного из выдающихся софистов). По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим |
470 – 390 гг. | Деятельность Сократа. Сократ считал, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет |
428 до н. э.— 348 до н. э., | Деятельность Платона.По мнению Платона, риторика – «искусство управлять умами» |
384 – 322 гг до н.э. | Деятельность Аристотеля. Считал, что риторика – это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» |
I в. до н.э. | Развитие риторики в Древнем Риме.Риторика Цицерона, видного теоретика красноречия. Риторика Цицерона – риторика, тесно связанная с судебными разбирательствами и государственной деятельностью. Убеждающая речь (согласно Москвину) |
36 – 100 гг. н.э. | Превращение риторики из искусства убеждать в искусство красиво говорить. Марк Фабий Квинтилиан «Двенадцать книг риторических наставлений» |
VIII – XII вв. | Средневековая риторика. Гомилетика – искусство церковной проповеди. Академическое красноречие. Информирующая речь (согласно Москвину) |
XIII – XVI вв. | Риторика Возрождения. Красноречие торговое, парламентское и судебное. Первые риторики на национальных языках. Риторика светской беседы |
XVII – XIX вв. | Риторика в Новое время. Упадок риторики – негативное представление о риторичности как напыщенности и бессодержательности. Церковное, судебное, академическое и политическое красноречие |
XX в. – наше время | Риторика в XX веке. В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения |
Дата | События в истории русской риторики |
XII –XVI вв. | Киевская Русь. Духовное (церковно-богословское) красноречие в двух разновидностях: дидактическое (поучительное, наставительное) и панегирическое (торжественное, посвященное торжественным событиям и датам) |
XVII в. | Влияние церковно-богословской риторики. Труд М. Усачева «Риторика» (1699 г.) |
XVII –XIX вв. | Развитие университетского красноречия – наиболее передового жанра русского ораторского искусства. Деятельность М.В. Ломоносова, его труд «Краткое руководство к красноречию». «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Преложенная по сему искусству материя называется речь или слово» |
1772 – 1839 | Деятельность М.М. Сперанского. Его труд «Правила высшего красноречия». По мнению М.М. Сперанского, «основание красноречия суть страсти», два главных предмета красноречия – это «склонить ум, тронуть сердце» |
Вторая половина XIX в. | Развитие судебного красноречия, что связано с судебной реформой 60-х гг. XIX в. Прения сторон в открытых судебных процессах. Выдающиеся ораторы - юристы Н. П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П. С. Пороховщиков, А.Ф. Кóни |
Первая половина XX в. (до 30-х гг.) | Развитие политического красноречия. Ораторский стиль В.И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С.М. Кирова, А.М. Коллонтай, А. В. Луначарского). Однако в 30-е годы разработка теории риторики и ораторской практики была прервана |
Наше время | Стремительно развивается митинговое, а также парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений |