И его распределение


Эффективность внешней торговли. Выигрыш от внешней торговли

 

Теории международной торговли едины в том, что все ее участники получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.

 

Выигрыш от внешней торговли экономический эффект, который получают участвующие в ней страны, если каждая из них специализируется на торговле товарами, в производстве которых имеет сравнительное преимущество

 

Выигрыш от внешней торговли и его распределение • для каждой страны в целом размер выигрыша зависит от уровня мировой цены, который должен быть выше внутреннего, и объемов торговли; • внутри страны выигрыш распределяется между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами; • специализация ведет к изменению в распределении ресурсов между отраслями, а значит, и изменению доходов владельцев факторов производства  

 

2) Потребители Производители Чистый выигрыш страны в целом
Страна-экспортер потери от повышения цен и сокращения потребления < выигрыш от роста объемов производства с выходом на мировой рынок и продажи продукции по более высоким ценам     +
Страна-импортер выигрыш от снижения цен и > роста потребления   потери от снижения цен и сокращения объемов выпуска   +

 

Правило распределения выигрыша от внешней торговли выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям внутренних цен в обеих странах
  если относительные цены в стране 1 изменились на A % от цены мирового рынка, а в стране 2 − на B%, тогда выигрыш страны 1 A% ------------------------- = -------- выигрыш страны 2 B %  
больше выигрывает страна, в которой цены изменились в бόльшей степени
Степень выгодности торговли характеризует показатель "условия торговли" Т = PX / Pm
где PX - индекс экспортных цен Pm - индекс импортных цен (по индексу Ласпейреса)
Т = 1 PX = Pm равенство цен экспорта и импорта
Т > 1 PX > Pm улучшение условий торговли: повышение благосостояни
Т < 1 PX < Pm ухудшение условий торговли: снижение благосостояни
       
Размер выигрыша от внешней торговли зависит не только от относительных цен, но и от физических объемов экспорта и импорта.  
Экспорторасширяющий рост расширение производства экспортируемого товара ведет к ухудшению условий торговли данной страны в пользу ее торговых партнеров (т.к. падает относительная цена экспортных товаров).  
Импортозамещающий рост расширение производства импортируемого товара ведет к улучшению условий торговли данной страны по отношению к ее торговым партнерам (т.к. относительная цена импорта снижается).  
ВЫВОД: если страна достаточно велика и может оказывать влияние на мировые цены, предпочтительным является импортозамещающий, а не экспорторасширяющий рост  
     

 

Воздействие экономического роста на условия торговли отдельной страны  
Тип роста В данной стране В странах-партнерах
Экспорторасширяющий   ухудшение условий торговли улучшение условий торговли
Импортозамещающий   улучшение условий торговли ухудшение условий торговли

 

3) Международная торговля и распределение доходов
развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуске товаров, в производстве которых они имеют сравнительные преимущества. В результате изменяется структура национального производства, а значит, и структура спроса на факторы производства.  

 

Короткий период растут доходы владельцев ресурсов, занятых в растущем экспортном секторе снижаются доходы владельцев ресурсов, занятых в импортозамещающих отраслях
Долгий период увеличение доходов владельцев факторов, интенсивно используемых в экспортных отраслях падение доходов владельцев ресурсов, интенсивно используемых в импортозамещающих отраслях
Этот вывод известен как теорема Столпера-Самуэльсона (1941):   чем больше данный фактор специализирован (сконцентрирован) в экспортном секторе, тем больше он выигрывает от внешней торговли. И наоборот, чем выше специализация фактора в импортозамещающих отраслях, тем больше он проигрывает от внешней торговли.   Владельцы нейтральных факторов (примерно одинаково представленных в экспортных и импортозамещающих отраслях) в целом выигрывают от внешней торговли (т.к. с ее расширением увеличивается спрос и на эти факторы).