Бюджетный дефицит и государственный долг: пути преодоления


Увеличение бюджетного дефицита ведет к появлению и росту государственного долга.

 

Государственный долг сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков за тот же период
формы внутренний задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны−владельцам государственных ценных бумаг − долг перед резидентами. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт− банкротство государства−должника
внешний задолженность государства иностранным кредиторам (правительствам, фирмам, частным лицам, международным организациям) − долг перед нерезидентами  
Превышение госдолга над ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения.  
       

 

 

Сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга
1. При оценке величины госрасходов не учитывается амортизация в госсекторе, что завышаетразмеры бюджетного дефицита BD и госдолга D.  
2. При оценках величины дефицита федерального бюджета, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить отчисления в федеральный бюджет. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит его завышение.

 

3. Влияние инфляции на бюджетный дефицит проявляется по 3м направлениям: а) важной статьей госрасходов является обслуживание госдолга: выплата процентов и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга). При этом госрасходы должны включать реальный процент по госдолгу = r ×D, а не номинальный = i ×D. В официальных отчетах бюджетный дефицит завышается на величину π × D (в соответствии с уравнением Фишера π = i − r). При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть значительной, т.к. в этом случае завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по госдолгу. Возможны ситуации, когда официальный (номинальный) дефицит ГБ и госдолг растут, а реальный бюджетный дефицит и госдолг снижаются, что затрудняет оценку эффективности БНП. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: BD реальный = BDномин − π × D б) эффект Танзи-Оливеры устанавливает прямую зависимость между бюджетным дефицитом и инфляцией: в условияхинфляции происходит обесценение налоговых платежейк моменту их поступления в казну в результате сознательного затягивания сроков их внесения в госбюджет, что неизбежно увеличивает бюджетный дефицит; в) эффект Дона Патинкина (инфляционного налогообложения) устанавливает обратную зависимость между бюджетным дефицитом и инфляцией для экономики с прогрессивной системой налогобложения. Получая денежные компенсации, налогоплательщик автоматически переходит в более высокую группу налогообложения и отдает государству возрастающую часть своего дохода. В такой ситуациирост налоговых доходов государства опережает рост цен, что при неизменных номинальных расходах государства приводит к уменьшению дефицита бюджета.
  4. Образование скрытого дефицита в результате квазифискальной деятельности ЦБ, госпредприятий и комбанков, что занижает величину фактического бюджетного дефицита и госдолга (перед выборами или в рамках курса правительства на сбалансированный бюджет). К квазибюджетным расходам относятся: а) накопленные в коммерческих банках большие портфели «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств государственных предприятий, льготных кредитов фирмам, домашним хозяйствам и т.д.). Эти долги, как правило, выплачиваются за счет льготных кредитов ЦБ; б) просроченные долговые обязательства государственных предприятий, связанные прежде всего с выплатой завышенной заработной платы при избыточной занятости, которые погашаются за счет банковских ссуд или накопления взаимной задолженности; в) финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.  

 

Измерение государственного долга из-за сложности количественной оценки бюджетного дефицита и госдолга используются относительные показатели задолженности
долг/ ВВП (экспорт товаров и услуг)   показатели запаса, характеризующие бремя долга в долгом периоде, т.е. степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала);
платежи по обслуживанию и погашению долга/ ВВП (экспорт товаров и услуг) показатели потока: их высокие значения означают необходимость краткосрочной корректировки внешнеторговой и валютной политики для выравнивания платежного баланса, особенно при значительной доле внешнего долга.
Долг (ВВП)/ численность населения  
Долг / М2 Долг / М2 показатель монетизации долга
     

 

Воздействие государственного долга на экономику  
• выплаты процентов по внутреннему долгу ведет к перераспределению доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг, тем самым усиливая социальное расслоение;   • чрезмерное развитие рынка госдолга ограничивает инвестиционные возможности экономики, вызывая эффект вытеснения частных инвестиций и сокращая будущий производственный потенциал. Степень негативного влияния госдолга усиливается при высокой доходности государственных ценных бумаг; ∙ возможность появления двойного дефицита – сочетание дефицита ГБ с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. Из тождества изъятия-инъекции следует, что (G – T) = (S – I) + (M – X). При невозможности финансирования дефицита ГБ за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса;   • обслуживание внешнего долга связано с передачей части текущего реального ВНП в распоряжение других стран и чистым сокращением потребления внутри страны. Зачастую кредитор ставит определенные условия предоставления кредита, требуя залогов или особых поручительств. В результате падает международный престиж страны, появляется угроза потери политической независимости;   • вполне реальной является проблема бремени для будущих поколений, т.к. текущие госзаймы являются взятыми наперед налогами. Согласно теореме эквивалентности Рикардо−Барро, финансирование госрасходов за счет госдолга равнозначно финансированию госрасходов за счет налогов; ∙при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированного валютного курса) появляется угроза сокращения золотовалютных резервов страны и валютного кризиса; • значительный и продолжительный дефицит может спровоцировать нежелательнуюспираль, в которой дефицит увеличивает госдолг, а рост долга увеличивает расходы по его обслуживанию и ведет к еще бόльшему росту дефицита и госдолга.  
Для экономического анализа следует различать 2е составляющие бюджетного дефицита: • первичный (BDf) дефицит (непроцентный). процентные выплаты по госдолгу (rD), BDобщий = [T ─ (G + TF)] + r×D первичный платежи по дефицит госдолгу (N)   или BDобщий = T ─ (G + TF + N)   При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга".Увеличение первичного излишка бюджета позволяет избежать самовоспроизводства долга.   Механизм самовоспроизводства государственного долга:   BDf↑ →государственные займы↑ →государственный долг↑ →rD↑ →BDt↑→ новые государственные займы↑ →государственный долг↑ →rD↑ →…   В странах с большим госдолгом при отсутствии первичного дефицита существует общий дефицит бюджета. Длительное финансирование бюджетного дефицита за счет увеличения госдолга воспроизводит действие эффекта вытеснения, сокращая налоговые поступления.  
Монетизация бюджетного дефицита (за счет эмиссии денег) вызывает классический инфляционный сценарий, а "взрывной" дефицит превращается во "взрывную" инфляцию. Если реальная ставка процента (определяющая скорость роста долга) превышает темп роста реального ВНП (Δ R/R > ΔY/Y), то увеличение госдолга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП идет на выплату процентов по обслуживанию госдолга, и растет соотношение долг/ВВП, или бремя долга. Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВВП используется формула: ∆(долг/ВВП) = (долг/ВВП) ×(r ─ ∆Y/Y) – доля первичного излишка ГБ в ВВП   Для его снижения необходимы 2а условия: 1) реальная ставка процента должна быть ниже темпа роста ВВП; 2) постоянный рост первичного бюджетного излишка. Наличие первичного дефицита ГБ увеличивает долговое бремя. Нижней границей ставки подоходного налога является соотношение N/ВВП, т.е. N/Y ≤ T/Y  

 

 

Управление государственным долгом
совокупность действий государства на рынке ссудных капиталов, связанных с определением размеров новых займов, сроков их выпуска и погашения, размеров процента по государственным облигациям и способов их размещения, а также с выплатой процентов и погашением ранее выпущенных займов.
  Механизмы управления государственным долгом
Рефинансирование использование средств, полученных при размещении нового займа, для выплат процентов по "старым" долгам
Консолидация изменение условий займа по его срокам (продление сроков функционирования выпущенных займов)
Конверсия изменение условий займа по доходности: • замена ранее выпущенных обязательств на новые по более низкому проценту при сохранении их номинальной стоимости; • обмен долга на акции промышленных компаний; • выкуп долга со скидкой с номинала в пользу должника
Реструктуризация изменение условий обслуживания долга и сроков его погашения, в т.ч. с частичным списанием суммы основного долга