Особенности конструкции и характеристика нефтеналивных судов
Перевозка нефтегрузов осуществляется:
1. В самоходных судах – танкерах.
2. В несамоходных судах – нефтеналивных баржах.
По назначению все нефтеналивные суда подразделяются на:
- специализированные
- универсальные
Специализированные предназначены для перевозки определенных родов нефтегрузов близких по своим качествам.
Универсальные предназначены для перевозки нефтегрузов любых сортов.
Конструкция нефтеналивных судов определяется особенностями перевозимых грузов.
Нефтегрузы – жидкие грузы, наличие свободной поверхности жидкости в трюме уменьшает остойчивость судна.
Для того, чтобы повысить остойчивость судна трюмы разделены продольными и поперечными переборками.
Для того, чтобы обеспечить перетекание нефтепродукта между переборками они снабжены клинкетными окнами управление закрытием и открытием которых выведено на палубу.
С целью уменьшения свободной поверхности жидкости нефтеналивные суда оборудуются тронками. Нефтеналивные баржи большой грузоподъемности, как правило, имеют два тронка в поперечном сечении.
Часть нефтеналивных судов (как правило танкеры) оборудованы двойными бортами и двойным дном. Пространство которых в целях повышения безопасности заполнено инертными газами.
Для того, что бы обеспечить протекание нефтегрузов внутри танка в шпангоутах предусмотрены специальные отверстия называемые голубницами.
Таким образом современные речные суда имеют от 1 од 3 продольных переборок и от 1 до 10 поперечных.
В зависимости от класса перевозимого груза суда подразделяются на две группы:
- суда для перевозки нефтегрузов I и II класса
- суда для перевозки нефтегрузов III и IV класса
На судах первой категории надстройка должна быть поднята над палубой не менее чем на 2 метра.
Высокая вязкость некоторых нефтепродуктов способствует накоплению в судах так называемого «мертвого» остатка, которого может быть до 2% от общей грузоподъемности судна.