Буржуазные конструкции хозяйственного права первой половины XIX века.


Активное проникновение публичных начал в сферу цивильного права, ставшее особенно заметным в годы первой мировой войны, явилось причиной появления буржуазных конструкций хозяйственного права. Изменения в социально-экономической жизни зарубежных стран, развитие хозяйственной функции государства, расширение его предпринимательской деятельности, разнообразные ограничения частной собственности и свободы договора усложнили и без того неразрешимую для западного правоведения проблему разграничения публичного и частного права.

Основоположниками теории хозяйственного права явились немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др. Впоследствии идеи хозяйственного или экономического права были восприняты юридической доктриной Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. Следует подчеркнуть, что выдвинутые вышеназванными авторами теории хозяйственного права лишены характера единой, стройной конструкции. Существуют разнообразные взгляды на существо хозяйственного права среди западных исследователей. Единственная объединяющая их черта заключается в негативном отношении к дуализму права. Сторонники хозяйственного права, при всем различии их представлений, считают деление права на публичное и частное (по крайней мере, в области предпринимательской деятельности) отжившим явлением.

К настоящему времени сложилось два основных направления в западном правоведении относительно толкования природы хозяйственного права.

Согласно первому хозяйственное право не признается отраслью права или отраслью законодательства. Это лишь новый прием, техника разработки, применения, истолкования или изучения норм права; "... это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий" (Жакомэн А., Шранц Г.).

В соответствии со вторым подходом хозяйственное право представляет собой новую отрасль права. Однако и среди приверженцев такого понимания хозяйственного права нет единства. Имеются сторонники, как узкой трактовки, так и широкого понимания хозяйственного права.

Первые считают, что хозяйственное право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, хозяйственное право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).

Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на хозяйственное право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.

Некоторые авторы настаивают на широком понимании хозяйственного права. Развернутая аргументация такой позиции впервые была дана немецким юристом Гольдшмидтом в монографии "Имперское хозяйственное право". Автор противопоставлял частное хозяйство, в котором свобода усмотрения участников экономических отношений ничем не ограничена, общественному хозяйству. Частное хозяйство, регламентированное законодательством, является переходным этапом к общественному. Эта переходная форма хозяйственной жизни, равно как и общественное хозяйство, отличается от частного тем, что такие хозяйства выступают как организованные хозяйственные системы. Любые юридические нормы, относящиеся к этому организованному хозяйству, и составляют особое хозяйственное право. В нем сочетаются публично-правовые и частно-правовые элементы. Гольдшмидт различал также общую и особенную части хозяйственного права. По мнению Ж. Амеля и Ж. Лагарда, "экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств".

Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) - лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.

 

Глава V. Соотношение предпринимательской и хозяйственной деятельности

 

В Белоруссии предпринимательство появилось как общественное явление в XVII в.

Наиболее значительными представителями предпринимательской среды были иностранные купцы и промышленники, российские, белорусские купцы, казенные предприниматели, монастыри.

Особо следует отметить энергичную предпринимательскую деятельность белорусских купцов, наживших капиталы на торгах и промыслах. Купцы были объединены в профессиональные гильдии и корпорации.

В XIX в. основные признаки предпринимательства уже сформировались и были сформулированы достаточно четко:

  1. владение капиталом;
  2. соединение и комбинирование факторов производства;
  3. ориентация деятельности на извлечение прибыли;
  4. самостоятельность, способность идти на риск, инициатива, - творчество, способность преодоления среды, новые методы управления производством и др.

В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел "высунуться" в этот период, остались без головы, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприни­матели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.

Прошло время, все изменилось и расставилось на свои места - отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Современное белорусское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности белорусского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение белорусским реформам.

В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:

предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в белорусском обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;

предпринимательство - всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы;

предпринимательство - экономический и социокультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В Белоруссии функции нововведения (изобретатели и т.п.) и "делания денег" (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует.

Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации белорусской экономики.

Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго - инновационная деятельность.

В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:

  1. зарождение предпринимательской идеи, организация производства;
  2. проникновение на рынок;
  3. временная монополия - при условии, что удалось занять свою нишу;
  4. борьба с появляющимися конкурентами.

Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.

Для первой главное - получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.

Для второй - получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли.

Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой. На четвертой стадии необходимо внедрение очередной "новой комбинации".

Предпринимательская деятельность (ее организация и ведение) ведется по определенным правилам, требующим государственного вмешательства и регулируется законом по многим направлениям. Интенсивное регулирование государством предпринимательской деятельности связано с тем, что в процессе производства встречаются частные интересы товаропроизводите­лей, интересы государства и общества, работников, потребителей. Вследствие этого возникает необходимость в согласовании различных интересов, избрании оптимальных решений, обеспечивающих как интересы предпринимателей, так и других субъектов. Для этого важно установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов и одновременно принять меры к устранению нежелательных эксцессов, таких, как снижение предпринимательского интереса к ведению своих дел несоразмерными налогами, социальными требованиями, с одной стороны, и, с другой стороны, предъявление разумных требований соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, уплаты налогов, конкуренции и др.

Закон выдвигает определенные требования уже на подготовительной стадии, в начале предпринимательской деятельности.

В процессе производства к предпринимателям предъявляются требования самого разного характера: соблюдать нормы природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, осуществлять обязательные платежи в различные фонды, выполнять технологические требования к создаваемой продукции и т.д.

Результаты хозяйствования предпринимателей также оказываются в сфере регулирования как с позиций финансовых обязательств перед бюджетом, так и с точки зрения представления отчетности, выполнения социальных обязательств и других позиций.

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Среди отмеченных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности, в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.

А. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и, финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.

Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 13 и 41 Конституции РБ, а также в ст. 22 и 45 ГК РБ гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из статей 2, 12, 15 и др. ГК РБ следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в хозяйственный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Б. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РБ).

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными: субъективными и объективными.

Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотрен­ных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.

Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринима­теля, если это прямо предусмотрено законом или договором.

В. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринима­тельской.

В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения конечного результата - прибыли.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим внимаем со стороны предпринимателей она пользуется.

Г. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляе­мая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запреща­ется. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирова­ние предпринимательской деятельности необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятель­ность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Следует согласиться, что серьезные изменения в белорусской экономике требуют адекватного законодательства, регулирующего экономические отношения. В законодательство введены новые понятия, термины, возникли новые правовые институты.

Поэтому современная концепция предпринимательского права должна быть основана "на признании объективной необходимости государственного регулирования системы рыночного хозяйства, которая требует формирования определенной системы правовых норм, регулирующих во взаимосвязи и единстве деятельность государства по созданию, поддержанию, обеспечению и развитию рыночного механизма, а также деятельность самих предпринима­телей" (Быков А.Г. Предпринимательское право: проблема формирования и развития. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 6. С. 9).

 

Глава VI. Торговое право зарубежных стран

 

В связи с осуществляемыми в Белоруссии радикальными экономическими преобразованиями и значительными изменениями в правовом регулировании хозяйственных отношений большое значение приобретает опыт стран с развитой рыночной экономикой.

В зарубежных странах исторически сложились различные правовые системы. Важнейшими из них являются романо-германская (континентальная) и англо-американская системы.

Деление права на публичное и частное является основополагающей классификацией норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, то есть в тех странах, на право которых оказала существенное влияние римская правовая традиция.

Английскому праву неизвестно деление права на частное и публичное, поскольку по своему происхождению английское право предстает как право публичное. Указанную традицию восприняло и право США.

Вопрос о соотношении частного и публичного права не является просто общетеоретическим вопросом. Он носит прагматический характер, так как от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Публичное право в странах континентальной Европы традиционно включает такие отрасли, как государственное (конституционное) право, административное, финансовое и уголовное.

Основу частного права составляет гражданское право. В некоторых странах хозяйственная деятельность, осуществляемая в качестве промысла с целью извлечения прибыли, регулируется нормами торгового права.

В результате буржуазных революций произошла ломка устоев феодального общества и ряда его правовых институтов, стоявших на пути развития производительных сил и предпринимательства.

В начале XVIII в. во Франции проводилась значительная кодификационная работа в области гражданского и торгового права. В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1807 г. - Торговый кодекс, то есть произошло деление частного права на торговое и гражданское, которому предшествовал период длительного исторического развития, получило законодательное оформление. Торговое право возникло в условиях феодального государства, чему способствовали: сословный характер общества, усложнение и развитие торговой, предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятные условия для эволюции торгового права сложились в средневековой Италии, являвшейся центром средиземноморской торговли. Сословие купцов руко­водствовалось в своей профессиональной деятельности складывавшимися сначала внутри купеческих корпораций, а затем в масштабах городов обычаями. Так постепенно формировалось право торгового оборота, которое первоначально распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, в качестве обычаев предков, первоначально в рамках замкнутой купеческой корпорации, а позднее, с образованием обычаев, общих для всех купцов города, стали применяться как обычаи данного города.

Помимо сословного характера феодального общества возникновению специальных норм способствовала специфическая деятельность купцов -организация производства, торговля. Нормы гражданского права, требующие от участников правоотношений совершения сложных формальностей, часто громоздкие, не отвечали главной потребности торгового оборота - созданию условий для быстрого и надежного перемещения ценностей от одного субъекта к другому и при этом строгой фиксации прав на имущество. Неприемлемыми для торгового оборота оказались также принципы индивидуального подхода к оценке поведения обязанного лица без учета общепринятой позиции в практике торговли, дух национальной обособленности гражданского права.

В городах, сначала в Италии, а потом и на севере Европы предпринима­лись попытки записи торговых обычаев и судебных решений по торговым делам, а с развитием торговой деятельности купцов и морской торговли, укреплением рынков происходит постепенное расширение сферы действия норм обычного права как в пространстве, так и по кругу лиц. Обычаи торговцев начинают применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и другими лицами, вступавшими в отношения торгового характера, то есть постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право. Однако для появления торгового права в современном его понимании необходим был еще долгий путь исторического развития, на котором от первоначальной записи обычаев, простой их фиксации отдельные фео­дальные государства переходили к попыткам кодификации торговых обычаев.

Наиболее значительные усилия в этом направлении были предприняты во Франции при Людовике XIV, когда были разработаны и введены в действие на всей территории королевства два ордонанса - Ордонанс о торговле 1673 г. и Ордонанс о мореплавании 1681 г. Эти документы в значительной степени способствовали унификации правового регулирования торговых операций на территории Франции. Ордонансы послужили основой Французского торгового кодекса 1807 р., действующего и поныне.

Развитие торговых отношений после буржуазных революций во Франции требовало правового регулирования, соответствующего новым условиям. Франция была первой страной, где проблема создания нового гражданского и торгового законодательства была успешно решена. Оба эти акта (Французский гражданский кодекс 1804 г. и Французский торговый кодекс 1807 г.) являются действующими законами до настоящего времени.

Явление, когда в государстве для регулирования казалось бы однотипных имущественных отношений в области частного права применяются два закона - гражданский и торговый, имеет место своеобразная двойственность в законодательстве, регулирующем частно-правовые отношения именуется "дуализмом частного права", а страны последовавшие примеру Франции, относятся к группе стран с дуалистической системой частного права. К этой группе относятся Германия, Испания, Португалия, Япония и др.

Генезисом дуализма частного права явилась сословная замкнутость феодального общества и специфичность профессиональной деятельности купеческого сословия.

Несколько иначе развивалось торговое право в Англии. Без сомнения и в Англии сословие купцов вырабатывало в своей практической деятельности правила поведения - торговые обычаи. Но особенность развития права Англии - его прецедентный характер - заключалась в том, что появившийся в деловой практике обычай, однажды примененный судом в качестве нормы обычного права, для всех последующих поколений превращался в норму прецедентного права, то есть происходило поглощение обычаев прецедентным правом. В ведущем прецеденте 1875 г. дано определение торгового права, согласно которому оно есть не что иное, как подтвержденные решениями судов общего права обычаи купцов и торговцев в различных отраслях торговли. В ходе исторического развития купеческое право Англии испытало на себе некоторое влияние римского права, но уже в XVII в. начался процесс слияния торгового права с общим гражданским правом, завершившийся в XVIII в.

В США, как и в Англии, торговое право не выделяется в качестве отдельной отрасли. Однако США являются страной, сформировавшейся в период становления и бурного развития капиталистических отношений, и потому гражданское право отдельных штатов содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в предпринима­тельской деятельности. В целях унификации правового регулирования отношений в гражданском и торговом обороте штатами разрабатываются и принимаются единообразные законы по отдельным проблемам. Наиболее значительным по объему и по важности регулируемых вопросов является Единообразный торговый кодекс. Разработка торгового кодекса, будучи явлением весьма значительным, тем не менее не дает оснований относить США к странам с дуалистической системой права, поскольку в США термин "торговое право" применяется, но в более узком смысле по сравнению, с правовыми системами европейских государств. Несмотря на 'это, в США и Англии в учебных заведениях читаются курсы по торговому праву, издаются учебники и готовятся юристы, специализирующиеся на обслуживании торгового оборота.

Процессы, затрагивающие взаимодействие гражданского и торгового права, взаимосвязаны. Нормы гражданского и торгового права находятся в соотношении общих и специальных норм. Наблюдается их взаимовлияние в странах с дуалистической системой. Очень часто под влиянием коммерческой практики, торгового права происходит изменение отдельных норм гражданского права. Этот процесс получил название "коммерциализации" гражданского права.

Французский гражданский кодекс делится на три книги, которым предшест­вует вводный титул, посвященный опубликованию, действию и применению законов.

Книга I "О лицах" содержит постановления, касающиеся правового положения физических лиц, включая семейные отношения.

В книге II "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" регламентируется право собственности и другие вещные права.

Книга III "О различных способах, которыми приобретается наследство" содержит нормы о наследственном праве, об обязательственном праве и некоторые другие положения (например, о давности).

Французский торговый кодекс состоит из четырех книг. Книга I "О торговле вообще" содержит правила об индивидуальных торговцах и торговых товариществах, о биржах и посредниках, о векселе. Книга II "О морской торговле" определяет положение морских судов.

Книга III "О несостоятельности и банкротствах" регламентирует указанные процедуры.

Книга IV "О торговой юрисдикции" посвящена вопросам торгового судопроизводства.

Торговый кодекс был издан лишь как дополнение к гражданскому. Все общие положения гражданского кодекса применяются и к торговым сделкам. В кодексе, содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота. При отсутствии специальных правил применяются общие правила гражданского кодекса.

1 января 1900 г. в Германии вступили в силу Гражданское и Торговое уложения.

Германское гражданское уложение состоит из пяти книг:

I - "Общая часть";

II - "Обязательственное право";

III - "Вещное право";

IV - "Семейное право";

V - "Наследственное право".

Германское торговое уложение состоит из четырех книг:

I - "Торговые деятели";

II - "Торговые товарищества";

III - "Торговые сделки";

IV - "Морское право".

Существующий дуализм частного права порождает проблему разграниче­ния сферы действия гражданского и торгового права.

В зарубежном законодательстве эта проблема решается путем определения лиц, признаваемых коммерсантами, а также установления круга сделок, которые считаются торговыми.

Развитие товарно-денежных отношений, включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей влечет за собой расширение сферы применения торгового права. Многие принципы, конструкции и нормы торгового права распространяются в настоящее время и на область традиционного гражданского права. Указанный процесс получил название "коммерциализации" гражданского права. Эти изменения приводят к перемещению границы между гражданским и торговым правом, а сегодня в ряде случаев ее вообще бывает трудно установить.

С учетом названных обстоятельств некоторые государства сочли целесообразным объединить гражданское и торговое право; Швейцария и Италия упразднили торговые кодексы, а Гражданский кодекс Италии, например, регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но даже принятие единых гражданских кодексов не устраняет дуализм в правовом регулировании имущественных отношений, построенных на началах юридического равенства. По существу во всех странах, включая Англию, США и другие государства общего права, имеются специальные нормы, призванные регулировать исключительно коммерческие или торговые отношения.

Сохранение самостоятельности торгового права в полной мере отвечает тенденции современного зарубежного права к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава.

В дореволюционной России курс торгового права читался в высших учебных заведениях наряду с курсом гражданского права. При этом в литературе подчеркивалось, что торгово-промышленный характер действий, сделок и отношений составляет особое содержание торгового права. Одновременно подчеркивалась необходимость научных исследовании в выяснении тех особенностей, какими обладают институты торгового права.

Видный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич определял торговое право как "совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей". Отметим, что термин "коммерция" (лат. commercium в переводе означает "торговля").

Современное торговое право (коммерческое право) не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права и является составной частью гражданского права, специальное изучение которого вызвано практическим интересом, поскольку белорусское законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе РБ и ряде специальных нормативно-правовых актов.

При этом отмечается, что отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждаются в особом правовом регулировании. Они и составляют предмет регулирования коммерческого права.

Вместе с тем в юридической литературе имеются предложения о необходимости разделения частноправового материала между двумя кодексами - гражданским и торговым (Толстой Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства / Правоведение. 1994. № 3. С. 26).

По мнению некоторых ученых, необходимо приступить к формированию новой отрасли - торгового права, так как существует определенная область хозяйственных отношений, которая не может регулироваться гражданским правом. Так, Чанкин В.В. (Право торговое: современные тенденции / Государство и право. 1993. № 2. С. 59-63) отмечает, что предметом торгового права являются "обширнейшие коммерческие отношения в сфере хозяйственной деятельности".

 

Раздел IIСУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. ПРАВО НА ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Глава I. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права. Правовое положение предпринимателя и формы предпринимательской деятельности

 

Вопрос о субъектах хозяйственного права является достаточно сложным. Хозяйственную деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах хозяйственной (предпринимательской) деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. Участниками хозяйственных правоотношении могут быть также государство (Республика Беларусь), административные образования. Однако основными субъектами хозяйственного права являются коммерческие организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность подлежит специальной правовой регламентации, занятие ею требует соблюдения ряда условий, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предъявляются определенные требования и они приобретают особый правовой статус. В связи с этим большое практическое значение имеет уяснение понятий предпринимательства и предпринимателя.

Под предпринимательской деятельностью, как вам уже известно, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 1 ГК РБ), а предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги), занимающееся этой деятельностью систематически на профессиональной основе, в виде промысла. Таким образом, критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательской деятельности, являются следующими. Во-первых, такое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, т. е. производством, реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться им от своего имени и на постоянной основе (в качестве основного занятия). В-третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечёние прибыли1.

Существенными признаками предпринимателя, как субъекта хозяйственного права, является наличие у него обособленного имущества и самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, вытекающим из хозяйственных отношений. Без имущественного обособления и самостоятельной ответственности не может быть хозяйствующего субъекта. Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная peгистрация. Осуществление предпринимательства без регистрации является незаконным и все, полученное в результате такой деятельности, подлежит обращению в доход государства. Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия).

Субъекты хозяйственного права могут быть классифицированы по различным признакам, в зависимости от формы собственности, на основе которой они созданы; от характера хозяйственной компетенции; от организационно-правовой формы. С учетом этих факторов в юридической литературе дается следующая классификация субъектов хозяйственного права. Выделяются субъекты, в компетенции которых преобладает ведение хозяйственной деятельности: предприниматели - физические лица; предприятия и другие коммерческие организации; подразделения коммерческих организаций. Далее идут субъекты, в хозяйственной компетенции которых наибольший удельный вес составляют хозяйственно-организаторская деятельность, а также реализация и защита публичных интересов общества: государство (Республика Беларусь), административные образования. Внутри этих групп предлагается дифференцировать субъектов по особенностям их имущественной базы, компетенции, правовому статусу, отраженному в специальных актах, посвященных таким субъектам.

Правовое положение предпринимателя (хозяйствующего субъекта) определяется прежде всего Гражданским кодексом Республики Беларусь, положения которого будут развиты и уже находят развитие в других республиканских законах, а также в установленных законом случаях в подзаконных актах. Принятые законы "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", " О товарных биржах " и ряд других играют существенную роль в регулировании предпринимательской деятельности, определении правового положения предпринимателя. Как уже было отмечено, предпринимательская деятельность реализуется в индивидуальной и коллективной форме, посредством образования и без образования юридического лица. В условиях перехода к рыночному хозяйству довольно значительное распространение получила индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Новый Гражданский кодекс достаточно полно определяет правовой режим этого вида предпринимательской деятельности, четко фиксирует требования о право-, дееспособности граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иные условия ее осуществления.

В соответствии с частью третьей статьи 22 ГК РБ к предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, то есть в хозяйственных отношениях индивидуальные предприниматели выступают на тех же основаниях, что и коммерческие организации, имеющие статус юридического лица. Предусмотрена возможность использования наемного труда индивидуальными предпринимателями, решены в законодательстве в настоящее время и вопросы, возникающие в связи с неплатежеспособностью граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается возможность банкротства индивидуального предпринимателя, условия и пределы его ответственности перед кредиторами. В соответствии со статьей 24 ГК РБ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, объявляет о своем банкротстве либо признается банкротом в принудительном порядке по решению суда. По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности. При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Представляется важным отметить и следующее. Как уже было сказано, предпринимательская деятельность подлежит обязательной государственной регистрации. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением данного требования, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регистрация индивидуальных предпринимателей производится районной, городской (в городах без районного деления), районной в городе, поселковой, сельской администрацией по месту жительства гражданина. Процедура регистрации определена Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 апреля 1999 года. Для регистрации представляется заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация осуществляется в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В этот же срок заявителю выдается или высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Особым субъектом хозяйственного права является крестьянское (фермерское) хозяйство.Крестьянское (фермерское) хозяйство может состоять из одного или нескольких членов, в том числе составлять семью или группу лиц, объединившихся в такое хозяйство. В крестьянском (фермерском) хозяйстве могут работать и наемные работники.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и другими нормативно-правовыми актами.

Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или прошедший специальную подготовку. Преимущественным правом на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, проживающие в данной местности.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется по заявлению гражданина в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность на основе решения районной или городской администрации. В пределах установленных норм земля передается в собственность бесплатно, а сверх этих норм - за плату.

Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще всего создаются при выходе граждан из колхозов и совхозов. Владелец имущественного и земельного пая может подать заявление во внутрихозяйственную комиссию колхоза или совхоза о выделении его паев для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего производится регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Основными субъектами хозяйственного права являются юридические лица. В соответствии со статьей 44 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусьюридическими лицами признаются организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; могут быть истцами и ответчиками в суде.

Как субъекты гражданского права, юридические лица обладают следующими признаками:

- организационное единство (юридическое лицо - это организованный коллектив, осуществляющий производственные, социальные или иные функции и имеющий свою систему органов управления и контроля, наделенных соответствующей компетенцией);

- имущественная обособленность (каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету);

- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, ответственность других субъектов гражданского права, в том числе учредителей, по обязательствам юридических лиц может иметь место лишь в предусмотренных законом или договором случаях);

- наличие фирменного наименования (коммерческая организация должна имеет фирменное наименование и выступать под этим наименованием в гражданском обороте)2.

Являясь субъектами гражданского права, юридические лица обладают право- и дееспособностью, которая может быть общей и специальной (целевой).

Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с ликвидацией юридического лица.

Новый ГК РБ расширил возможности предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Сейчас коммерческие организации (за исключением государственных и коммунальных предприятий) вправе заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Однако отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).

Право заниматься лицензируемой деятельностью возникает у юридического лица с момента получения лицензии, а прекращается в момент истечения срока ее действия, если иное не указано в законе или другом нормативно-правовом акте. Помимо рассмотренного выше ограничения деятельности субъектов хозяйствования имеются ограничения и более общего характера. В частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и считается запрещенным всем остальным участникам гражданского оборота. Примером может служить деятельность, составляющая государственную монополию. Исключительный характер определенных видов деятельности предусмотрен в ряде специальных актов (законы о банковской, биржевой, страховой и некоторых других видах деятельности).

Ограничение правоспособности может иметь и другую форму, нормативным актом может быть предусмотрено, какими видами деятельности юридическое лицо заниматься не вправе. Так, в законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая и банковская деятельность. Закон о банках запрещает банкам совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. В соответствии с законом о биржах, биржи не могут заниматься торговлей, торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной непосредственно с организацией биржевой торговли. Биржи не вправе также осуществлять вклады, приобретать долги (паи), акции предприятий и организаций, если эти предприятия и учреждения не ставят целью осуществление биржевой деятельности.

В соответствии со статьей 48 ГК РБ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах должно быть указано наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, а также ряд других сведений (см. ст.48 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Статус юридического лица приобретается субъектами предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации. В соответствии со статьей 47 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусь регистрация юридических лиц должна осуществляться в порядке, определяемом законодательством. В настоящее время сохраняется прежний порядок, то есть юридические лица регистрируются местными исполнительными органами власти.

Важные положения о регистрации предпринимательской деятельности содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" \ "Республика" от 18.03.99г., в соответствии с которым учредительные документы могут представляться в регистрирующий орган как непосредственно учредителями, так и направляться ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. При этом датой представления учредительных документов для регистрации является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции. Регистрация юридических лиц должна осуществляться регистрирующим органом не позднее трех дней с момента представления необходимых документов либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления. Данные о государственной регистрации юридического лица сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для включения в государственный реестр. Сведения о включении в государственный реестр подлежат опубликованию в установленном порядке.

В Положении содержится и ряд других важных норм, в частности, запрещается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах; существенно повышен минимальный размер уставного капитала коммерческих организаций. Для акционерных обществ, коммерческих структур с долевым участием иностранных партнеров (совместные предприятия независимо от их организационно-правовых форм), а также для государственных и коммунальных предприятий размер уставного капитала должен быть не менее десяти тысячекратного размера минимальной оплаты труда, установленной законодательством РБ на дату представления учредительных документов для регистрации.

Положение существенно ограничивает возможность отказа в регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Отказ допускается только в случаях несоответствия перечня представленных документов и содержащихся в них сведений установленным Положением требованиям. Уведомление об отказе должно быть направлено заявителю в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, в трехдневный срок со дня получения документов на регистрацию или получения их по почте. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в хозяйственный суд.

Установленные Положением предельно сжатые сроки регистрации субъектов предпринимательской деятельности затрудняют возможность выявления всех нарушений законодательства, которые могут быть в учредительных документах, поэтому в данном нормативном акте предусмотрены меры, которые должны быть предприняты регистрирующим органом для устранения выявленных впоследствии нарушений. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов законодательству РБ орган, осуществивший регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить учредителей о необходимости внесения соответствующих дополнений или изменений в учредительные документы. Учредители юридического лица обязаны в течение семи календарных дней с даты получения ими уведомления внести соответствующие дополнения или изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществивший регистрацию юридического лица. В случае непредставления сведений в установленные сроки орган, осуществивший регистрацию юридического лица, обязан обратиться в хозяйственный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов.

Решение хозяйственного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации юридического лица.

Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.

Регистрирующий орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить юридическому лицу письменное уведомление об этом. Данные об аннулировании сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для внесения в государственный реестр.

Сведения об исключении из государственного реестра подлежат опубликованию в установленном порядке.

Действующее гражданское законодательство определяет также порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц. Подреорганизацией юридического лица понимается его преобразование, которое может быть осуществлено различными способами, посредством слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы. Решение о реорганизации принимается учредителями либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может быть осуществлена по решению уполномоченных на то государственных органов или суда.

При реорганизации юридических лиц имеет место правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Аналогично решается вопрос и при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, при этом кредиторы вправе потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Подликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности. При ликвидации отсутствует правопреемство. Юридическое лицо может бытьликвидировано добровольно - по решению его учредителей или в принудительном порядке, по решению суда в установленных законом случаях, в том числе при неплатежеспособности (банкротстве) юридического лица.

Раздел первый Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает ряд требований, которые должны быть соблюдены при ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица, для внесения сведений об этом в Единый государственный реестр юридических лиц. По согласованию с вышеназванным органом назначается ликвидационная комиссия, которая осуществляет ряд важных функций (с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции по управлению делами юридического лица, выявлению кредиторской и дебиторской задолженности и др.). Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица.

Статья 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

После этого удовлетворяются последовательно обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами; требования кредиторов, обязательства перед которыми были обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица

В последнюю (пятую) очередь производятся расчеты со всеми прочими кредиторами.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

В условиях расширения самостоятельности субъектов хозяйствования большое практическое значение приобрел вопрос о правовом положении филиалов и представительств. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица. Они располагаются вне места нахождения юридического лица и могут осуществлять все или часть его функций (филиалы) либо представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту (представительства). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они получают от юридического лица необходимое для их деятельности имущество и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и освобождаются от должности юридическим лицом и управляют представительствами и филиалами по доверенности юридического лица.

Не являясь юридическими лицами, филиалы и другие внутрихозяйственные подразделения юридического лица могут, однако, выступить в ограниченных пределах в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Внутрихозяйственные подразделения признаются субъектами хозяйственного права, если они действуют на основе организационно-имущественного обособления и внутрихозяйственного расчета. Внутрихозяйственная деятельность осуществляется по общему правилу вне сферы товарно-денежного оборота, вместе с тем в условиях рыночных отношений коммерческие организации нередко прибегают к организации своего (условного) внутрихозяйственного расчета, строят отношения между подразделениями предприятия на договорной основе, правовой статус структурных подразделений определяется при этом самим предприятием во внутрихозяйственных актах. На предприятии разрабатывается общее положение об условиях хозрасчетной работы подразделений, положения о конкретных подразделениях. В этих локальных актах определяется имущественная база и хозяйственная компетенция подразделения, порядок взаимодействия с другими подразделениями и администрацией предприятия, условия стимулирования за достижение установленных показателей и. ответственность за нарушения обязательств. Отношения со структурными подразделениями могут оформляться и внутрихозяйственными договорами, при этом возможны два вида внутрихозяйственных договоров: договоры между структурными подразделениями и договоры структурных подразделений с предприятием в лице его администрации. Как уже было отмечено, хозяйственная компетенция структурных подразделений определяется самим предприятием. Однако некоторые исходные положения для отдельных видов подразделений зафиксированы в законе. Это относится, в частности, к возможности открытия предприятиями расчетных и текущих счетов в банке для своих обособленных структурных подразделений.3

 

Глава II. Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (артели), республиканские, коммунальные, частные и дочерние унитарные предприятия

 

Наиболее широкими возможностями для проявления себя как субъекта хозяйственного права обладаюткоммерческие организации, то есть те юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность коммерческих организаций может осуществляться в различных организационно-правовых формах. Новый Гражданский кодекс внес ряд изменений в организационно-правовые формы. Индивидуальные и семейные частные предприятия Гражданским кодексом вообще не предусмотрены. В связи с этим предприятия данных организационно-правовых форм, коллективные предприятия, а также предприятия, имущество которых является собственностью иных юридических и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года подлежат преобразованию в хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, либо ликвидируются. До преобразования или ликвидации к вышеназванным предприятиям применяются нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Из этого следует, что при недостаточности имущества таких предприятий для удовлетворения требований кредиторов, кредиторы вправе предъявить иск к собственнику, который несет в этом случае субсидиарную ответственность по долгам своего предприятия.

Однако объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента, Правительства РБ, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления будут продолжать свою деятельность со статусом коммерческих организаций вплоть до особого решения соответственно Президента либо Правительства Республики Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 ГК РБ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Товарищества могут создаваться в виде полного товарищества или коммандитного товарищества.

Новый ГК РБ рассматривает полное товарищество в качестве юридического лица. Участниками полного товарищества могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации.

Полное товарищество создается на основе учредительного договора, в котором должно быть указано наименование товарищест