Украина в процессе международной трудовой миграции


 

Место Украины в международной миграции рабочей силы определяется уровнем ее экономического развития, который ниже по сравнению с западными странами, странами Центральной Европы, России, но выше чем в некоторых стран Восточной Европы и Азии. Это обуславливает наличие в Украине и трудовой эмиграции и трудовой миграции. Стремление повысить уровень жизни, получить выше заработную плату является фактором активизации эмиграции. Основными странами выезда для украинских эмигрантов стали Россия, Израиль, США, Германия, Белорусь, Чехия. Определенное количество эмигрантов выехало в Казахстан, Канаду, Турцию, Польшу, Армению, Австрию. Основу эмигрантских потоков составляют два противоположных сегмента рынка труда:

- высококвалифицированная рабочая сила, заинтересованная в более полной реализации и высокой оплате;

- низкоквалифицированная рабочая сила, для которой эмиграция является альтернативой безработицы.

Привлечение украинских работников к работе за границей может иметь и специфические причины, например связанные с разрывом традиционных хозяйственных связей на территории СНГ. Так на протяжении длительного времени кадры для предприятий промышленности севера России укомплектовано за счет привлечения работников с Украины. Необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий стала фактором эмиграции в Россию части этих работников.

Интенсивность миграционных потоков зависит от многих факторов. Для первых лет существования Украины как самостоятельного государства характерная интенсивная иммиграция этнических украинцев из стран ближнего зарубежья. В последующие годы более выраженной стала этническая эмиграция в Россию, Израиль, Германию.

Иммиграционные потоки в Украину касаются преимущественно трех миграционных районов:

1. Донбасс, куда иммигрировали беженцы из зоны боевых действий;

2. Юг Украины куда переселились мигранты из Приднестровья, Таджикистана, Киргизии, Казахстана;

3. Крым стал мигрантопринимающим регионом для депортированных крымских татар, болгар, греков, немцев.

Внешние мигранты в Украине составляют по разным признакам пять таких групп:

- репатрианты;

- лица, депортированные по национальному признаку;

- мигранты из ближнего зарубежья;

- мигранты из дальнего зарубежья;

- нелегальные мигранты.

До 1995 года сальдо внешней миграции Украины имело позитивный характер. С 1995 года и до теперь оно имеет стойкое позитивное значение.

Последствия миграционных процессов неоднозначны. С точки зрения стратегических национальных интересов Украины интеллектуальная эмиграция с Украины имеет негативное последствия, но возможности самореализации высококвалифицированных специалистов даже за границей в какой-то мере поддерживает престиж украинской науки в мире. Возвращение интеллектуальных эмигрантов при определенных условиях в Украину должно дать толчок отечественным исследователям теоретического и прикладного характера, что например происходит в Индии.

Экспорт рабочей силы в определенной мере обусловливает приток иностранной валюты в Украину, уменьшает давление излишних трудовых ресурсов на национальный рынок труда.

Реалии регулирования миграционных процессов в Украине свидетельствуют о необходимости эффективного законодательства в этой области, отсутствие самостоятельной миграционной службы, а также недостаточность ресурсов для решения имеющихся миграционных проблем.

Механизм регулирования миграционных процессов в Украине целесообразно формировать как единство трех составляющих: государственного регулирования, рыночного саморегулировании и общественного регулирования.