Базисная теория таможенного тарифа.


 

Основным инструментом внешнеторговой политики выступает таможенный тариф, состоящий из конкретных ставок таможенного сбора, перечисляемый при экспорте или импорте товара.

Таможенный тариф выполняет три основные функции:

- фискальная - обеспечивает пополнение доходной части государственного бюджета и улучшают состояние платежного баланса;

- протекционискую - защищает национального производителя от иностранной конкуренции;

- балансирующую - предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены которых ниже мировых.

Выделяют несколько классификаций таможенного тарифа. В зависимости от способа взимания таможенные тарифы бывают:

- адволорные - устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товара;

- специфические - насчитываются в определенном размере к единице товара;

- комбинированные - объединяют специфические и адволорные пошлины.

По объекту налогообложения применяются тарифы:

- импортные - облагаются все товары, ввозимые в страну;

- экспортные - начисляются на экспортные товары;

- транзитные - сборы, взимаемые с товаров, перевозимые транзитом через территорию страны.

По характеру действия таможенный тариф классифицируется как:

- сезонные, применяемые для оперативного регулирования торговли сезонной продукцией;

- антидемпинговые, вводимые с целью защиты от демпинга;

- компенсационные, начисляемые во время импорта товаров в производстве которых используется субсидия и их ввоз причиняет вред отечественным производителям товаров.

По происхождению пошлина бывает:

- автономные, вводимые на основе односторонних решений правительства;

- конвенционные, определяемые на базе двухсторонних или много сторонних соглашений;

- преференционные устанавливаемые на основе многосторонних соглашений по ставкам ниже, действующих.

По типам ставок таможенный тариф делят на:

- постоянный, устанавливаемый правительством и не меняемый вне зависимости от обстоятельств;

- изменяемый, меняемый в зависимости от обстоятельств, определенных правительством.

По способу начисления пошлины бывают:

- номинальные, устаноленные в самом тарифе;

- эффективные, устанавливающих уровень таможенных сборов с учетом пошлины на комплектующие.

Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа, используя базовую теорию таможенного тарифа.

Эта теория была сформулирована неоклассиками, доказавшими, что введение таможенного тарифа негативно отразится на динамике функционирования международного рынка. При применении тарифа проигрывает не только страна, его оплачивающая, а и страна которая его вводит. В целом таможенный тариф практически всегда снижает уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше чем получают производители или государство вместе взятые. Тариф перераспределяет доходы потребителей импортной продукции в пользу иных социальных групп. Как правило стимулирование отечественного производителя может быть более эффективным при использовании инструментов нетарифного регулирования. Но в некоторых случаях целесообразно использовать именно таможенный тариф. Например, применение таможенного тарифа способствует поддержке национального товаропроизводителя и как следствие - росту национального производства и занятости ресурсов. Кроме того, тарифные поступления могут применяться правительством как источник финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.

Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на примере украинского рынка зерна (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1.

После введения таможенного тарифа на рынке зерна Украины цена 1 т. зерна составляет 550 гр.

 

Р1 = Р2 + МТ

 

Где, Р1 - рыночная цена до введения таможенного тарифа;

Р2 - рыночная цена после введения таможенного тарифа;

МТ - величина таможенного тарифа.

 

Последствия от введения таможенного тарифа для страны импортера определяются совокупным изменением ренты национальных потребителей, производителей и бюджетных поступлений.

В условиях отсутствия таможенного тарифа рента украинских потребителей при цене Р1 определяется областью m+a+b+c+d, а после введения таможенного тарифа и роста рыночной цены до уровня Р2 она уменьшилась до области m. Таким образом, чистый проигрыш украинских потребителей от введения таможенного тарифа составляет область a+b+c+d. Рента производителя при этом увеличивается с области е до области е+а, то есть чистый выигрыш украинского производителя зерна составляет область а.

При введении таможенного тарифа на зерно увеличивается и национальные бюджетные поступления, прирост которых определяется областью с:

 

С= МТх М2

 

Где, С - изменение бюджетных поступлений при введении таможенного тарифа;

МТ - величина таможенного тарифа;

М2.- объем украинского импорта зерна после введения таможенного тарифа.

Таким образом, если рента украинского потребителя уменьшилась на область a+b+c+d, то рента производителей выросла на область а, бюджетные поступления выросли на область с, то национальное состояние уменьшилось на область b+d. Это означает превышение проигрыша национальных потребителей над выигрышем национальных производителей и увеличением бюджетных поступлений. Область b представляет производственный эффект тарифа - уменьшение благосостояния вследствие переориентации потребительского спроса с дешевой импортной продукции на дорогую отечественную. Область d характеризует потребительский эффект тарифа - уменьшение благосостояния вследствие снижения спроса. Потребители могли заплатить за дополнительное количество зерна цену в интервале от 500 до 550 грн., чтобы удовлетворить свой спрос не уменьшая его. Но тариф не позволяет этого сделать и поэтому внутренний спрос уменьшается.