Виды управленческих решений


 

Управленческое решение классифицируют по различным призна­кам. Наиболее общими из них являются длительность действия, содержание, объект управления, глубина воздействия, направ­ление решения, степень обязательности выполнения, степень структу­рирования проблемы, методы ее решения, лицо, принимающее реше­ния, количество целей и условия среды. На основе классификации управленческих решений осуществляется оценка их отдельных разно­видностей и упорядочивание.

По длительности как наиболее важные выделяют стратегические и тактические управленческие решения. К стратегическим относят та­кие решения, которые для своей реализации требуют времени более одного года. Они связаны с обеспечением миссии организации и при­нимаются, как правило, на высшем уровне управления. Эти решения характеризуются большой свободой выбора альтернатив. К ним отно­сятся, например, разработка стратегий товара, процесса управления персоналом и др.

Тактические решения принимаются, как правило, на среднем уров­не управления и характеризуются сроком их реализации менее одно­го года. К таковым относятся решения в области управления запасами, качеством, сервисом, ремонтом и др.

По содержанию управленческие решения делятся на экономические, социальные, организационные и научные.

При классификации по объекту управления выделяют общие, час­тные и локальные решения.

Общие решения относятся ко всем элементам управляемой системы (объекта), затрагивают жизненно важные ее аспекты, например пере­ход отрасли на новые условия хозяйствования, методы и технику уп­равления и т.д. При разработке этих решений необходимы глубокое и всестороннее изучение информации о деятельности объекта и анализ социально-экономических последствий.

Частные решения касаются отдельных элементов системы управле­ния или устранения отдельных недостатков в работе при реализации общих решений. При выработке и принятии частных решений необхо­димо помнить, что они, с одной стороны, должны быть тесно связаны между собой, с другой — соответствовать по содержанию и направле­нию общим решениям.

Локальные решения принимаются управляющей подсистемой в от­ношении функционирования какого-либо структурного звена объек­та управления (фирмы, концерна отрасли и т.д.). При этом они могут быть общими или частными.

По глубине воздействия выделяют одноуровневые и многоуровневые решения.

По направленности бывают решения внутрь организации или за ее пределы.

По степени обязательности выполнения выделяют решения обяза­тельные (например, назначение на должность, определение источни­ков финансирования, утверждение решений по распределению прибыли) и вероятные (санкционирование инвестиционных проектов, сде­лок и др.).

В зависимости от степени структуризации проблемы, т.е. степени ее формализации, выделяют хорошо структурированные, слабо струк­турированные и неструктурированные проблемы. Степень формали­зации определяется возможностью количественного измерения зави­симости между элементами ситуации.

По методам устранения проблемы различают типовые и творческие решения. Типовые решения принимаются в отношении регулярных, периодически повторяющихся аспектов деятельности объекта управ­ления. Формами их осуществления являются квартальные, месячные, декадные планы. Творческие решения принимаются для реализации принципиально новых и неповторяющихся проблем Они разрабаты­ваются на основе анализа соответствующей информации с учетом кон­кретных условий.

С позиции субъекта управления выделяют коллективные (коллеги­альные) и единоличные (индивидуальные) решения. По форме управ­ленческие решения могут быть устными и письменными. Письменные решения в свою очередь подразделяются на указы президента, законы правительства, постановления, распоряжения, инструктивные письма и т.д.

По количеству целей решения бывают одноцелевые и многоцеле­вые.

В зависимости от количества и качества информации, которой располагает ЛПР об условиях внешней среды, различают решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределен­ности.

По уровню творческого вклада некоторые авторы выделяют реше­ния четырех уровней: рутинные, селективные, адаптивные и иннова­ционные.

Первый уровень отражает рутинные решения. Они представляют собой часть обычной рутинной деятельности. Руководитель при этом ведет себя в соответствии с имеющейся программой почти как авто­мат, распознающий ситуации и поступающий по заранее заданной схеме. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не об­ладает интуицией, неверно трактует имеющиеся указания для той или иной ситуации, действует нелогично, принимает ошибочные ре­шения или проявляет нерешительность, или вовсе не может обеспе­чить эффективные действия в нужное время. Руководитель, правильно воспринимающий ситуацию, делающий верные выводы и действу­ющий разумно, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Второму уровню соответствуют селективные решения. Для их при­нятия требуется доля инициативы и свободы действий, однако в опре­деленных границах. Руководитель при этом оценивает достоинства целого круга возможных вариантов и старается выбрать из некоторо­го числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят для решения данной проблемы. Резуль­тативность зависит от способности руководителя выбрать такое на­правление действий, которое окажется приемлемым, экономичным и эффективным.

Третий уровень отражает адаптивные решения. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смыс­ле может быть абсолютно новым. Обычно имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ на вопросы, которые могли существо­вать и ранее, но в иной конкретной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Четвертому уровню соответствуют инновационные решения. Дан­ные проблемы наиболее сложны и требуют наибольшего внимания среди всех, с которыми сталкивается менеджер. Для того чтобы добить­ся удовлетворительного результата, нужен совершенно новой подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли рань­ше, и для ее решения необходимы абсолютно новые представления и методы. Руководитель должен найти способы для решения совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, что потребует от него раз­вития способности мыслить по-новому. Для решения наиболее совре­менных и трудных проблем может потребоваться создание нетрадици­онных приемов и технологий.

 

Контрольные вопросы

1. Какое условие не выполняется при ритуальном управлении?

2. Какое место занимает «решение» в цепи управления?

3. Проблема в процессах управления — это?