Административно-правовой статус общественных объединений, органов исполнительной власти
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.
Действие Закона об общественных объединениях распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциации).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Добровольность формирования — важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления, а также вступать в них на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов этого объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а на объединение в целом, поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, или общественного движения, или общественного фонда, или общественного учреждения, или органа общественной самодеятельности. Каждое из этих объединений имеет свои особенности. Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Общественный фонд — один из видов некоммерческих объединений, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Общественное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав. Он должен предусматривать: название, цели, организационно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и (или) ликвидации объединения.
Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.
Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях.
Общественное объединение обязано: соблюдать российское законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям. Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке.
Среди общественных объединений важную роль играют политические партии.
Под партией подразумевается общественное объединение, цель которого — участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Большой объем административной правоспособности принадлежит профсоюзам.
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране.
Профсоюзы располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти и местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Они могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в них комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
В России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединении. Имоказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет; детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.
Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных и детских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда относятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по организации досуга, на подготовку кадров, развитие международных связей и др.
Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, особенности их создания и деятельности в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России. К сожалению, пока она не получила широкого распространения.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Правовое положение религиозных объединений определено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» и др. Основные положения этих документов сводятся к трем принципиальным позициям. Во-первых, подтверждается, что свобода вероисповедания— неотъемлемое право граждан России. Во-вторых, государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборных органах государственной власти, а также в деятельности политических партий. В-третьих, религиозные объединения имеют право собственности на здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами, организациями или переданное государством.
Органы исполнительной власти как субъекты административных правоотношений. Признаки, определяющие органы исполнительной власти, позволяют выразить их сущность и отличить от других государственных органов и органов управления общественными объединениями.
Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Каждый государственный орган, в том числе исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает три части: руководство, коллегиальный орган управления и аппарат. К руководству относятся руководитель (начальник, председатель, глава), его первый заместитель и заместители. Коллегиальный орган (коллегия, совет) создается во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Он вырабатывает проекты решений и решения по наиболее важным вопросам, отнесенным к его компетенции. Решения эти, как правило, носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актом руководителя органа (например, указом Президента РФ — решение Совета Безопасности при Президенте РФ), императивны. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подразделения и должностные лица.
Для органов исполнительной власти утверждаются штатные расписания, содержащие перечни структурных подразделений, наименование и количество должностей, в том числе по каждому наименованию, с указанием должностных окладов. Для низовых органов, не имеющих структурных подразделений, по каждой должности указывается замещающий ее служащий, участок его работы, функциональные обязанности.
Административная право- и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием иопределением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, например в Положении о Минобразовании России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258.
Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления— хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законодательства, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами. Действуя в пределах своей компетенции, они пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).