Административно-правовой статус общественных объединений, органов исполнительной власти


Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Консти­туции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их созда­ния, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулиру­ются Федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об обществен­ных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общест­венных объединений», от 11 августа 1995 г. «О благотворитель­ной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Действие Закона об общественных объединениях распро­страняется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими неком­мерческих союзов (ассоциации).

Под общественным объединением понимается добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации общих целей, указанных в уставе общест­венного объединения, что способствует реализации прав и закон­ных интересов граждан.

Добровольность формирования — важнейший признак обще­ственного объединения. При этом граждане имеют право созда­вать по своему выбору общественные объединения без предва­рительного разрешения органов государственной власти и мест­ного самоуправления, а также вступать в них на условиях со­блюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов этого объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

Общественное объединение действует от своего имени. Пра­ва предоставляются и обязанности возлагаются не на конкрет­ных лиц, а на объединение в целом, поэтому изменения в персо­нальном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Общественные объединения могут создаваться в форме об­щественной организации, или общественного движения, или общественного фонда, или общественного учреждения, или ор­гана общественной самодеятельности. Каждое из этих объедине­ний имеет свои особенности. Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение состо­ит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Общественный фонд — один из видов некоммерческих объединений, цель которого заключа­ется в формировании имущества на основе добровольных взно­сов и иных не запрещенных законом поступлений и использова­нии данного имущества на общественно полезные цели. Обще­ственное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствую­щих целям этого объединения. Орган общественной самодея­тельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту житель­ства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неог­раниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Существуют общероссийские, межрегиональные, региональ­ные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, само­управления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и ме­тодов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных докумен­тах — общедоступной.

Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных ин­тересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утвер­ждении его устава и о формировании руководящих и контроль­но-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции или общем собрании. С момента принятия этих решений обще­ственное объединение считается созданным. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Основополагающее значение в определении статуса общест­венного объединения имеет его устав. Он должен предусматри­вать: название, цели, организационно-правовую форму объеди­нения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные ор­ганы; территорию, в пределах которой объединение осуществля­ет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компе­тенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место на­хождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники фор­мирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и (или) ликви­дации объединения.

Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обя­занностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.

Для осуществления уставных целей общественное объедине­ние имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов госу­дарственной власти и местного самоуправления в порядке и объ­еме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятель­ность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти; участ­вовать в избирательных кампаниях.

Общественное объединение обязано: соблюдать российское законодательство, общепризнанные принципы и нормы между­народного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.

Деятельность общественных объединений может быть приос­тановлена на определенный срок по решению суда в случае на­рушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Фе­дерации, а также совершения действий, противоречащих устав­ным целям. Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собра­ния, либо в судебном порядке.

Среди общественных объединений важную роль играют по­литические партии.

Под партией подразумевается общественное объединение, цель которого — участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Большой объем административной правоспособности при­надлежит профсоюзам.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными ин­тересами по роду их деятельности, создаваемое в целях предста­вительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов ис­полнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и дру­гих общественных объединений, им не подотчетны и не подкон­трольны. Они защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их вы­полнение; контролируют законодательство о труде и об его охране.

Профсоюзы располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассмат­риваются и принимаются органами исполнительной власти и местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Они могут иметь своих представителей в коллеги­альных органах управления организацией, а также в создаваемых в них комиссиях по приватизации государственного и муници­пального имущества, участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государст­венными фондами социального страхования, занятости, медицин­ского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимо­действуют с органами государственной власти и местного само­управления по развитию санаторно-курортного лечения, учрежде­ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

В России впервые создана правовая база, закрепляющая и ус­танавливающая права молодежи и детских объединении. Имоказывается государственная поддержка, под которой понимает­ся совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономиче­ских и организационных условий, гарантий и стимулов деятель­ности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общест­венной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном порядке и обратившимся за такой поддержкой к фе­деральным органам исполнительной власти молодежным объедине­ниям граждан в возрасте до 30 лет; детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление от­дельных мер государственной поддержки молодежных и детских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда отно­сятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по организации досуга, на подготовку кадров, развитие международных связей и др.

Закон о благотворительной деятельности и благотворитель­ных организациях устанавливает основы правового регулирова­ния благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и мест­ного самоуправления, особенности их создания и деятельности в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России. К сожалению, пока она не получила ши­рокого распространения.

Под благотворительной деятельностью понимается доброволь­ная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению ус­луг, оказанию иной поддержки.

Правовое положение религиозных объединений определено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначе­ния» и др. Основные положения этих документов сводятся к трем принципиальным позициям. Во-первых, подтверждается, что свобода вероисповедания— неотъемлемое право граждан России. Во-вторых, государство не вмешивается в законную дея­тельность религиозных объединений. Но и они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборных органах государственной власти, а также в деятельно­сти политических партий. В-третьих, религиозные объединения имеют право собственности на здания, строения, предметы куль­та, объекты производственного, социального, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное иму­щество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, завещанное гражданами, организациями или пере­данное государством.

Органы исполнительной власти как субъекты админист­ративных правоотношений. Признаки, определяющие органы исполнительной власти, позволяют выразить их сущность и от­личить от других государственных органов и органов управле­ния общественными объединениями.

Орган исполнительной власти представляет собой такую организа­цию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим норма­тивным правовым актом, пользуется определенным методом в ра­боте, наделена правом выступать по поручению государства и при­звана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим строительством.

Каждый государственный орган, в том числе исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Внутренняя структура органа исполнительной власти вклю­чает три части: руководство, коллегиальный орган управления и аппарат. К руководству относятся руководитель (начальник, председатель, глава), его первый заместитель и заместители. Коллегиальный орган (коллегия, совет) создается во всех мини­стерствах, ведомствах, других органах управления. Он выраба­тывает проекты решений и решения по наиболее важным вопро­сам, отнесенным к его компетенции. Решения эти, как правило, носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актом руководителя органа (например, указом Президента РФ — решение Совета Безопасности при Президенте РФ), императив­ны. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подразделения и должностные лица.

Для органов исполнительной власти утверждаются штатные расписания, содержащие перечни структурных подразделений, наименование и количество должностей, в том числе по каждому наименованию, с указанием должностных окладов. Для низовых органов, не имеющих структурных подразделений, по каждой должности указывается замещающий ее служащий, участок его работы, функциональные обязанности.

Административная право- и дееспособность органов испол­нительной власти возникает одновременно с их образованием иопределением компетенции, а прекращается в связи с их упразд­нением. Компетенция органов исполнительной власти (их зада­чи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельно­сти) закреплены в соответствующих нормативных правовых ак­тах, например в Положении о Минобразовании России, утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258.

Органы исполнительной власти, являясь частью государствен­ного аппарата, выполняют значительный объем функций государ­ства. От других государственных органов (законодательных и су­дебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятель­ности и методами работы. Они призваны осуществлять подзакон­ную организационно-управленческую, исполнительно-распоряди­тельную деятельность. Объект их управления— хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной вла­сти выступают от имени государства, для чего наделены госу­дарственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законодательства, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном фи­нансировании и являются юридическими лицами. Действуя в пре­делах своей компетенции, они пользуются относительной юриди­ческой самостоятельностью. Их взаимодействие с законодатель­ными (представительными) и судебными органами осуществляет­ся в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).