Предмет, методы и источники административного права


Общие положения

Предметом административного права являются отношения, кото­рые возникают в процессе формирования и функционирования государственной администрации (за исключением тех, которые регулируются нормами иных отраслей права), а также при приме­нении мер административно-правового принуждения, иных мер административного воздействия, рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан.

Отдельные вопросы организации и созидательного функцио­нирования исполнительной власти регулируются муниципаль­ным правом, а в соответствующих муниципальных образованиях действует муниципальная организация.

Методом административного права является определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия на общественные отношения (т.е. на поведение их участников), такие, как запрет, предписание, дозволение, в их различном сочетании.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

• установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Не­соблюдение такого порядка не влечет юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, административные взыскания могут (должны) быть наложены не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (ст. 4.5 КоАП);

• запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, за­прещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должно­стным лицам, чьи действия являются предметом жалобы;

• предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-право­вой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулиро­вание поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора;

• предоставление возможности действовать (не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать (не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав, например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения.. Разрешительный метод является наиболее перспективным.

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм в юридических актах различных государственных органов.

К источникам административного права относятся:

• Конституция РФ 1993 г.;

• КоАП от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

• административно-правовые нормы, содержащиеся в законо­дательных актах (например, в Законах о милиции, об образова­нии). Они могут приниматься не только на федеральном и рес­публиканском уровнях, но и представительными органами госу­дарственной власти всех субъектов Федерации (край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения);

• указы Президента РФ, в том числе утверждаемые его указа­ми положения;

• постановления (правила, положения) Правительства РФ (например, Правила оборота боевого ручного стрелкового и ино­го оружия, Типовое положение об образовательных учреждени­ях высшего профессионального образования (вуз) РФ);

• нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств, ведомств и служб России в межотраслевом и на отраслевом уровнях;

• конституции республик, законодательство, нормативные правовые акты президента (губернатора), правительства, мини­стерств и ведомств республик;

• уставы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти и государственно­го управления края, области, автономной области и округов, го­родов федерального значения (решения представительных орга­нов, постановления и распоряжения глав администрации);

• нормативные правовые акты представительных и исполни­тельных органов местного самоуправления в случае их наделе­ния соответствующими государственными полномочиями;

• межгосударственные соглашения;

• нормативные акты руководителей юридических лиц (или их коллективных органов), действие которых ограничено рамками данной структуры.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ публикуются в «Российской газете» и в журнале «Собрание законо­дательства РФ»; официальное издание общих ведомственных нор­мативных актов — в «Российской газете» и журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Банк Рос­сии, ГТК России и др.) издают свои вестники, бюллетени.

Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законо­дательства РФ или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.

Акты федеральных судов можно найти в журналах «Бюл­летень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ». Постановле­ния Конституционного Суда РФ, кроме того, публикуются также в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ.