Конституционный статус Президента РФ


Пост Президента в России был учрежден общенародным рефе­рендумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые все­общие президентские выборы, на которых Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин. Избрание первого Президента осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». После принятия в 1993 г. Конститу­ции РФ действие этого Закона было прекращено.

В настоящее время порядок избрания Президента РФ закреп­лен в Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент РФ избирается сроком на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина России в выборах Президента РФ является добровольным.,

Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее де­сяти лет.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ гражданин России, признанный судом недее­способным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах -шляется первое воскресение месяца, в котором проводилось го­лосование на предыдущих выборах Президента РФ.

В случае, если Совет Федерации не назначает выборы Прези­дента РФ, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией (ЦИК).

При прекращении Президентом РФ исполнения своих пол­номочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в ном случае является последнее воскресение перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд.

Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти, и органы местного самоуправления. Государст­венные органы, их должностные лица обязаны оказывать изби­рательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе и |6ирателей, зарегистрированных на территории муниципаль­ных образований. На территории каждого избирательного участ­ка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Выдвигать кандидата на пост Президента РФ может избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке, а также инициативная группа численностью не менее 100 человек. От одного избирательного объединения (избирательного блока) может быть выдвинуто не более одного кандидата. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тыс. подписей. В случае проведения досрочных или повторных выборов 11 резидента РФ количество подписей сокращается наполовину.

Определение результатов выборов производится по мажоритарной системе (абсолютное большинство). Избранным считает­ся гот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено бо­лее двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, ЦИК через 21 день назначает повторное го­лосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов изби­рателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Основные функции Президента РФ как главы государства оп­ределены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:

• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

• в установленном Конституцией РФ порядке принимает ме­ры по охране суверенитета России, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти;

• в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

• представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента РФ очень обширны, в том числе во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами Федерации.

Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ:

• выступает как непременный участник законодательного процесса;

• имеет право назначать выборы Государственной Думы;

• обладает правом вето на законопроекты, принятые Феде­ральным Собранием РФ, кроме федеральных конституционных законов;

• назначает референдум в порядке, установленном федераль­ным конституционным законом;

• вправе распустить Государственную Думу (но не Совет Фе­дерации).

Роспуск Государственной Думы возможен в случаях:

• трехкратного отклонения Государственной Думой представ­ленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

• двукратного внесения недоверия Правительству РФ в тече­ние трех месяцев;

• при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ на­тачает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ:

• в течение года после ее избрания;

• с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

• в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

• в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Президент и Правительство. Президент РФ:

• имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ;

• принимает решение об отставке Правительства РФ;

• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Пред­седателя Правительства РФ и федеральных министров;

• назначает Председателя Банка России и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении;

• имеет право отменить постановление Правительства РФ. Президент и судебная власть. Президент РФ:

• представляет Совету Федерации для назначения на должно­сти судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

• вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;

• не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов.

Отношения с субъектами Федерации. Президент РФ на­тачает полномочных представителей в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. территория России по­делена на семь федеральных округов:

Центральный (центр— г. Москва) объединил 18 субъектов Федерации;

Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) — 11;

Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону) — 13;

Приволжский (г. Н. Новгород) — 15;

Уральский (г. Екатеринбург) — 6;

Сибирский (г. Новосибирск) — 16;

Дальневосточный (г. Хабаровск) — 10.

Полномочные представители не входят в органы государст­венной власти субъектов Федерации, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ. В полномочия предста­вителя Президента РФ входит: обеспечение координации дея­тельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализ деятельности право­охранительных органов в федеральном округе, а также состоя­ние дел с кадровой обеспеченностью в указанных органах; орга­низация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федера­ции, органами местного самоуправления, политическими пар­тиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласование кандидатур для назначения на должности феде­ральных государственных служащих и кандидатур на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительст­вом РФ или федеральными органами исполнительной власти; организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Прави­тельства РФ за реализацией федеральных программ в федераль­ном округе; принятие участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного само­управления, находящихся в пределах федерального округа; вне­сение Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ имеет право приостановить действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам.

Наряду с перечисленными группами полномочий, Конститу­ция РФ относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

В области кадровой политики:

• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

• формирует Администрацию Президента РФ;

• назначает и освобождает полномочных представителей Пре­зидента РФ.

В области обороны:

• утверждает военную доктрину России;

• является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

• вводит на территории России или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным со­общением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

• назначает и освобождает высшее командование Вооружен­ных Сил РФ.

В области внешней политики:

• ведет переговоры и подписывает международные договоры;

назначает и отзывает после консультации с соответствующи­ми комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей России в иностранных госу­дарствах и международных организациях;

• осуществляет руководство внешней политикой России;

• подписывает ратификационные грамоты;

• принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей;

Президент РФ влияет на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент РФ предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, а также вносит предложение об освобождении от должности Генераль­ного прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом РФ, он в течение И) дней представляет новую кандидатуру.

К компетенции Президента РФ относится решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища, помилования.

Президент РФ выносит свои решения в форме указов и рас­поряжений, которые обязательны для исполнения на всей терри­тории России.

Указ — это правовой акт, относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций; распоряжение— акт индивидуального организационного характера. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания РФ или Правительства РФ. Указы и распоряжения относятся к подза­конным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.Конституция России устанавливает несколько оснований пре­кращения полномочий Президента РФ. В обычном порядке полно­мочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, па который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства

Конституционное регулирование статуса Президента РФ предусматривает три основания досрочного прекращения его полномочий: 1) отставка; 2) неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отреше­ние от должности.

Согласно общепринятой государственно-правовой практике под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отстав­ки. Вот почему необходимо их детальное правовое регулирова­ние в федеральном законе.

Еще более сложные вопросы возникают при использовании такого основания прекращения президентских функций, как стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на вопросы: кто и каким образом уста­навливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнаро­дует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые га­рантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализа­ции этой конституционной нормы.

В отличие от двух названных оснований прекращения полномо­чий Президента РФ, порядок отрешения его от должности пропи­сан в Конституции РФ весьма детально. Отрешение Президента РФ от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основанием для та­кого решения парламента согласно Конституции РФ является со­вершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента РФ наступает и государственно-правовая ответст­венность в виде освобождения от занимаемой должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции РФ понятия «государст­венная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в УК. Согласно ст. 275 под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности России.

Конституция РФ регулирует процедуру отрешения Президен­та РФ от должности. Она достаточно сложна. Ее сложность оп­ределяется особой ролью главы государства в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от не­обоснованного применения этой меры ответственности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности реализу­ется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Со­брания РФ. Обвинение Президента РФ в совершении государст­венной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента РФ согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ может быть группа депутатов численностью не менее одной тре­ти депутатов Государственной Думы. С учетом того, что общая численность этой палаты Федерального Собрания — 450 чело­век, состав инициативной группы должен быть не менее 150 де­путатов. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения мин роса о продолжении процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Численный состав комиссии, порядок формирования и срок, про­цедура ее работы урегулированы гл. 22 Регламента Государственной Думы (ст. 164 и 165).

Подготовленное комиссией специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции РФ для продолжения процедуры отрешения Президента РФ заключение комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление включения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой может быть принято решение о выдви­жении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение принимается двумя третями голосов общего числа депутатов. Выдвинутое Государственной Думой обвинение согласно I ст. 93 Конституции РФ должно быть направлено в Верхов­ный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента РФ признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение этого Суда не имеет юридической силы при-«опора, его можно использовать только в рамках процедуры от­решения Президента РФ от должности.

Если Верховный Суд РФ должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной Думой обвинения, то Конституционный Суд РФ — о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким образом, объектом анализа Конститу­ционного Суда РФ является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента РФ от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 конституции РФ дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда РФ об отсутствии в действиях Президента РФ при­знаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а 1лкже при установлении Конституционным Судом РФ нарушений процедуры выдвижения обвинения действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Решение об отрешении Президента РФ от должности при наличии соответствующих документов принимает Совет Федера­ции большинством в две трети голосов общего числа членов верхней палаты.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный (рок после выдвижения Государственной Думой обвинения про­шв главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ счи­тается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции РФ).