Тема 9. Система управления рынком ценных бумаг.
1. Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг. Система управления рынком ценных бумаг— это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Процесс регулирования рынка включает определение цели и выработку механизма регулирования.
Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
Механизм регулирования включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
основу системы управления рынком ценных бумаг составляет совокупность государственных и негосударственных методов регулирования.
Регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.
Как любая система управления, система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает две подсистемы: управляющую (выступает в роли субъекта) и управляемую (выступает в роли объекта управления), которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура.
2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
- разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
- разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;
- регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.
Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:
- идеологическая, то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;
- законодательная, то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг;
- административная, то есть прямое административное регулирование участников рынка;
- стимулирующая, то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг в целях его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики;
- надзорная и контрольная, то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг;
- арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.
Задачами государственного регулирования являются:
- реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
- обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;
- создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
В Российской Федерации к органам государственного регулирования РЦБ относятся:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- Федеральное Собрание;
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);
- Министерство финансов РФ;
- Центральный банк РФ;
- Комитет по управлению гос. имуществом РФ;
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- Гос. налоговая инспекция РФ;
- Министерство юстиции РФ.
Основные полномочия распределены между ФСФР России, Центральным банком и Министерством финансов РФ. При этом Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (позже Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — ФКЦБ России, а ныне Федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР России).
Центральному банку переданы полномочия по регистрации выпусков ценных бумаг кредитных организаций, регулированию их деятельности в качестве профессиональных участников РЦБ.
Министерству финансов РФ переданы функции по регистрации выпусков федеральных и субфедеральных ценных бумаг, ценных бумаг страховых компаний, а также ценных бумаг компаний, выпускаемых в целях реструктуризации задолженности пред бюджетом.
Важнейшей задачей ФСФР России является лицензирование профессиональных участников фондового рынка, регистрация выпусков и отчетов о выпусках ценных бумаг российских АО по новым стандартам, проверка деятельности участников фондового рынка.
3. Саморегулирование рынка ценных бумаг. Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся:
1. Разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их повсеместное применение на практике;
2. Запрещение недобросовестной рекламы;
3. Формирование общественного мнения (public relations) с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов.
Саморегулируемыми организациями являются некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка на добровольной основе с целью регулирования отдельных аспектов его деятельности на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации (как правило – это ассоциации, союзы и связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг). Саморегулируемые организации (СО) — это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, учреждаемые не менее, чем десятью профессиональными участниками РЦБ. СО приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения (лицензии) ФСФР и может выполнять следующие функции:
- разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществлять контроль за их соблюдением;
- осуществлять профессиональную подготовку кадров в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР;
- осуществлять издательскую, информационную, аналитическую деятельность;
- обеспечивать связь и защиту интересов своих членов и их клиентов в государственных органах управления и в суде.
Основные саморегулируемые организации:
НАУФОР – национальная ассоциация участников фондового рынка (1994 г.)
ПАУФОР - профессиональная ассоциация участников фондового рынка (конец 1994 г.)
СКРО - Совет крупнейших регистраторов и депозитариев и организаторов торговли.
ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев стали инициаторами разработки Положения "О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг" (принято 21 июня 1995 г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов.
НАУРаГ - национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (1996 г.)
Союз фондовых бирж (1993 г.)
Ассоциация валютных бирж (1995 г.)
Некоммерческое партнерство "Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций" (ОПИАК).