Искусство Слобожанщины


Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый организм, синтезировав, по словам известного украинского искусствоведа С. А. Таранущенко, «всю предыдущую историю украинского искусства» и «его разнообразные краевые особенности и отличия». Нигде в Украине искусство не испытывало такого перекрестного влияния, как в этом регионе. Сюда сошлись «переселенцы со всех частей Украины – от Галичины до Полтавщины, от Холмщины до Подолья, а есть сведения, что заходили также бойки и гуцулы с гор Карпатских». А близкое расположение российских поселений не могло не обозначиться на развитии всего культурного процесса на Слобожанщине.

Переселяясь в этот край, украинские казаки везли с собой самые разнообразные предметы декоративно-бытового искусства, а также многочисленные церковно-культурные вещи своих прежних храмов. Среди этих достопримечательностей были как отдельные иконы, так и целые иконостасы. Как писал Д. Т. Филарет-Гумилевский, один золочевский священник привез с собой из г. Мишурова (Надднепрянщина) колокол, иконостас и богослужебные книги.

Самым популярным и самым распространенным видом изобразительного искусства тогда была икона. К сожалению, не сохранились сведения о творчестве украинских иконописцев, которые в начальный период переселения украинцев создавали прекрасные образы, чем заслужили славы «черкасских икон». Не дошли до нашего времени и те самые слобожанские достопримечательности изобразительного искусства XVII века. Известно, что слобожанские храмы украшались монументальными росписями. Однако до нашего времени они не сохранились, кроме незначительных фрагментов, как, например, в Спасском соборе в Изюме. В Покровском соборе в Ахтырке сохранились изображения двух ангелов с распростертыми крыльями и горнами, которые извещают о наступлении Страшного суда. Немало ценных достопримечательностей, к которым, прежде всего, нужно отнести из лучших образцов казацкого барокко росписи Покровского собора в Харькове, построенного в XVII веке, было уничтожено. Нигде в Украине в результате политики тоталитаризма старое искусство не испытало такого разрушения, как на Слобожанщине.

Среди немногочисленных слободских икон XVIII века, какие сохранились, привлекает внимание святая Варвара из Сумского художественного музея. Это изображение красивой, роскошно одетой украинской женщины с ожерельем на шее и в волосах, в красных сапогах и с бахромками на фартуке. Такой подчеркнуто светский характер образа отображал тогда последующие перспективы развития религиозной живописи во всей Украине.

Параллельно развивалась и портретная живопись. Отражая социальные и экономические сдвиги в тогдашней жизни Слобожанщины, он знаменовал собой утверждение гуманизма.

Освободительная война украинского народа за свою свободу и независимость выдвинула на первый план мужественного человека, который отстаивал свою родину. Среди местных портретов XVIII века, которые демонстрировались на выставке XII археологического съезда в Харькове, были представлены портреты славных украинских гетманов – Богдана Хмельницкого, Петра Конашевича-Сагайдачного, Петра Дорошенко, Ивана Самойловича, народного героя Ивана Гонты. В Сумском художественном музее хранятся портреты Максима Зализняка, гетманов Ивана Скоропадского и Даниила Апостола, портрет военного, выполненные неизвестными художниками XVIII века. Воинская доблесть и мужество нашли выразительное воплощение в их образах. Эти черты присущие и изображением полковника Ахтырского полка Ф. Осипова, полковника Сумского полка Г. Кондратьева и бригадира слободских полков Ф. Лесевицкого, что приводятся в «Истории Слободской Украины» Д. И. Багалия.

Кроме украинских мастеров работали и российские художники. Из литературных источников известно, например, что в 1780 году для губернских присутственных мест были сделаны портреты, выполненные московским художником Иваном Полощевым. Он также писал иконы для Покровского собора в Ахтырке.

В первой половине XIX века развитие искусства на Слобожанщине связано с деятельностью Харьковского университета. Художники-педагоги, которые преподавали здесь рисование, выполняли также различные художественные заказы. Например, гравер Я. Г. Матес, что приехал из Гамбурга, был известен как миниатюрист, пейзажист, иллюстратор научных изданий. Сохранились сведения о некоторых его работах историко-аллегорического характера, написанные по поводу разных торжеств. На одной из них, посвященной открытию в Харькове университета, был изображен император Александр І. И в фигуре Марса, который подает руку Аполлону. На другой, написанной в честь победы над Наполеоном, художник изобразил непобедимого Геркулеса, который олицетворял российский народ, который поразил палкой гидру, и императора «на торжественной колеснице по древнему образу, венчанного победою и подающего оливковую ветвь в знак мира Европе...».

Таким образом, в первой половине XIX века Харьков получил значение большого культурного центра не только Слобожанщины, но и всей Украины, все более притягивал художников с профессиональным академическим художественным образованием. Творчество художников, которые работали здесь, в это время имело, главным образом, светский характер.

Во второй половине XIX века центром художественной жизни не только Харькова, но и всей Слобожанщины стала частная художественная школа Г. Д. Раевскои-Ивановой (1840-1912). Художница получила профессиональное образование в Германии и, сдав специальные экзамены, получила диплом Санкт-Петербургской Академии искусств. Себя она посвятила, прежде всего, художественно-педагогической деятельности, ее творчество связано с портретным и бытовым жанрами. Большинство ее картин не сохранилось до нашего времени. Представления о некоторых из них дают репродукции, вмещенные в словаре «Наши художники», выданном в дореволюционное время под ред. Г.И. Булгакова. Здесь воспроизведены такие произведения художницы, как «В поле», «Смерть крестьянина в Малороссии», «Саксонская девушка».

Большим был вклад Г. Д. Раевскои-Ивановой в развитие искусства Слобожанщины, стало создание последней художественной школы, ее учениками были выдающиеся украинские пейзажисты С.И. Васильковский и Г.С. Ткаченко. Своеобразным мастером с присущей лишь ему творческой манерой был С.И. Васильковский (І854-1917). Талант художника в полной мере раскрылся в национальных мотивах.

Важным художественным центром Слобожанщины во второй половине XIX века был Чугуев – родина И. Е. Репина. Здесь работало немало живописцев. Особенным авторитетом пользовалась семья иконописцев Бунаковых. И.Г. Бунаков, который возглавлял мастерскую, писал портреты (3. и И. Шеверневых, 1860), иконы. Его учеником был Л. И. Персанов, который позже учился в Академии искусств в Санкт-Петербурге. Известны его портреты Нечитайлова, Якова Логвинова, мальчика на берегу реки, написанные около 1860 года. Своим творчеством и опытом эти художники имели влияние на формирование И. Е. Репина.

Революционные события 1917 года на Слобожанщине внесли кардинальные изменения в последующее развитие ее культуры. В сложные политические и экономические условия периода революции и гражданской войны рождались новые формы и виды искусства. Среди них ведущую роль играл плакат. Улицы городов Слобожанщины при вступлении большевиков, разных манифестаций, агиткампаний, празднования революционных событий были покрыты самыми разнообразными плакатами. Высокие достижения в этом искусстве связаны с именами слобожанских художников Б. Косарева, О. Хвостенка-Хвостова, Г. Цапка, В. Ермилова. Последний в 1921 году оформил агитпоезд «Красная Украина», который напоминал свадебный украинский ларь на колесах. Заметным событием в художественной жизни тогдашней столицы Украины Харькова стало оформление помещения V Всеукраинского съезда Советов. Оно было сделано под завод. Этот заказ выполнил профессор Киевского художественного института М. Бойчук вместе со своими учениками.

Специфическим явлением художественной жизни тех лет стали плакаты «Окон» УкРОСТА в Харькове. Немалые успехи плакатного искусства связаны с творчеством одного из последователей Г. Нарбута среди харьковских художников – О. Маренкова. Следует назвать такие его произведения, как «В огне мировой социальной революции пролетариат порвет путы неволи...» (І921), «Товарищи крестьяне! Сдавайте хлебный налог. Рабочие и Красная Армия ждут хлеба» (1921), «Пашись же ты, моя нива...» (1921) но и др. Символизируя свое бурное время, некоторые плакаты приобретали знаковый характер. Среди таких нужно отметить произведение В. Ермилова «Потухшие паровозы, стоящие фабрики ждут уголь Донбасса» (1920).

Задания, связанные с пропагандой идей революции, построения нового социалистического общества были изложены в так называемом ленинском плане «монументальной пропаганды». Активное участие в его осуществлении на Слобожанщине приняли скульпторы И. Кавалеридзе, Б. Кратко, Л. Блох. С монументальной скульптуры, установленной тогда на площадях слобожанских городов и рабочих поселков, почти ничего не сохранилось. Тем большую ценность имеет выполненный И. Кавалеридзе памятник Артему в Святогорске (1927), который дошел до нашего времени. Он – воплощение духа своей эпохи. В нем нашло отображение увлечения мастера конструктивизмом. Как и монумент Артема в Бахмуте (1923-1924), уничтоженный в период временной фашистской оккупации, этот памятник не имеет аналогий в советской монументальной пластике и свидетельствует о неопровержимых творческих находках мастера.

Значительное развитие приобрело искусство гравюры. Его успехи больше всего связаны с художественно-педагогической деятельностью И. И Падалки – одного из представителей бойчукизма. Он овладел техниками дереворита, литографии, цинкография и линогравюры, которой учил и своих учеников. Как и представители киевской школы «дереворитников», во главе с С.О. Налепинской-Бойчук, И.И. Падалка со своими учениками, начиная с 1927 года, очень активно выступал на разных художественных выставках – республиканских, всесоюзных, зарубежных, получив признание как выдающееся явление в тогдашнем украинском искусстве Среди бойчукистов работы Падалки больше всего выделялись фольклорным подходом. Сильное впечатление исправляет его дереворит, что изображает матросский танец «Яблочко», выразительность которого строится на контрасте героических и гротесковых образов. Во всей суровой правде, драматической напряженности показывается эпоха в литографии «Несут товарища»

Конец 1920-х – начало 1930-х годов в Украине характеризуется огромной книжной продукцией, что благоприятно сказалось на развитии искусства книги. И.И. Падалка и его ученики (Б. Бланк, Г. Фрадкин, О. Давгаль, Г. Котляревская) очень плодотворно работали над оформлением книг. И.И. Падалка иллюстрировал «Слово о полка Игоревым», «Кобзарь», «Энеиду», был автором обложек к произведениям И. Франко и Нечуй-Левицкого, оформлял книжки Ю. Смолича, М. Иогансена, В. Вражливого, П. Усенко, О Предрассветного, П. Копиленко и др., делал иллюстрации к произведениям М. Твена, Д. Дидро, К. Тетмаера, П Бомарше. Одно из лучших произведений книжного оформления тех лет обложка И. И. Падалки к книжке С. А Таранущенко «Искусство Слобожанщины», где стиль обрамления, характер шрифтов, заимствованная из народных картин фигура казака Мамая, цветное решение прекрасно отвечает смысловому, представляя прекрасно поданный образец национального стиля в книжном искусстве.

Существенные изменения в развитие искусства Слобожанщины внесла Вторая мировая война 1941-1945 лет. Некоторые из художников – Г. А. Цапок, О. П. Любимский, Г.А. Рыбальченко, Г. Л. Огнивцев и много тех, что пришли в искусство в послевоенные годы, работали в составе фронтовых бригад художников или же находились в действующей армии. Другие – С. И. Кияшко, П.П. Горелый – погибли в боях.

Война внесла изменения и в расстановку видов искусства. Ведущую роль начал играть политический плакат. В Харькове для их изготовления был создан специальный штаб. В его работе активно участвовали художники О. Довгаль, О. Хвостенко-Хвостов, Г. Дерегус, В. Мироненко, А. Страхов, Д. Шавикин и др. Широкую известность получили тогда плакаты М. Дерегуса «В каждой советской женщине раненый красноармеец найдет мать и сестру» (1941), В. Аверина «Беспощадно уничтожайте убийц наших детей!» (1941), О. Довгаля «Все для фронта» (1941), М. Гноевого «Захотелось фашистам украинского борща поесть» (1941) но и другие.

Ведущей темой искусства Слобожанщины в послевоенное десятилетие оставалась тема войны. Произведения этого периода не выделялись масштабностью решения. Однако они привлекают исключительной правдивостью. Именно это присуще произведениям прежних фронтовиков – серии офортов М. Гноевого «Воспоминания» (1947), военной серии литографий В. Парчевского (1953), живописным полотнам А. Константинопольского и О. Хмельницкого. Особенно следует отметить талантливое полотно А. Константинопольского «Родная земля (На привале)», созданное в 1957 г.

Значительный вклад в развитие промышленного искусства Слобожанщины сделали дизайнеры-педагоги, выпускники Харьковского художественно-промышленного института В. И. Эльков, Ю. Г. Дьяченко, Е. Я. Рагулин, О. В. Бойчук, В. Я. Даниленко, Ф. С. Бойченко, В. В. Гапиенко.

Немало воспитанников института работают на предприятиях Украины и за ее границами, решая проблему улучшения эстетичного качества промышленной продукции. Показателем достижений промышленного искусства Слобожанщины была выставка «Дизайн Украины» в 1992 году в Нюрнберге, где преобладали работы слобожанских мастеров, которые отмечались высоким художественным уровнем.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что в период 1960-1980-х годов художественный процесс на Слобожанщине отмечался больше, чем в предыдущее 20-летие разнообразностью, наблюдалась тенденция к развитию разнообразных видов искусства, их взаимодействия и взаимопроникновения. Новые явления наблюдаются на современном этапе. Они связаны с перестройкой независимой Украины и значительными изменениями в духовной жизни общества.