Сервисные потоки
Информационные поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.
Информационные потоки делятся на внутренние и внешние(соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистической системой и внешней средой).
По виду носителей информациинаиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий – на магнитных носителях, в виде электронных программ и т.п.
По времени возникновения и периодичности использования, информационные потоки бывают регулярные, периодические, оперативные, on line, off line.
По степени открытости и уровню значимостиинформационные потоки бывают открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.
По способу передачи данных:курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс, телекоммуникационные сети.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:
- потребителю важна информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др., она является необходимым элементом потребительского логистического сервиса.
- наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе.
- информация повышает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.
Сервисные потоки – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Сервисные услуги могут оказываться например, одними фирмами- участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю.
Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике.
Для фирм-производителей или торговых компаний эти стороны слудующие:
· 1-я сторона – поставщики материального ресурса или готовой продукции
· 2-я сторона – потребители готовой продукции
· 3-я сторона – логистические посредники
В зарубежной практике даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) – «третья сторона в логистике» или логистический посредник.
Основными логистическими посредниками (третьей стороной), для фирм- производителя или торговой компании являются например, перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы.
Вспомогательные логистические посредники – это страховые и охранные предприятия, таможенные брокеры, сюрвейера, банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно- компьютерного сервиса и др.
Несмотря на важность оказываемого сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками материального потока.
Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:
1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.
2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3. Сервис – деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
4. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.
5. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».
При этом могут возникнуть две ситуации:
1) если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик действительно может убедить покупателя в высоком качестве сервиса;
2) если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.