Ошибки, встречающиеся при построении сложных предложений.
Порядок слов в предложении
В русском предложении относительно свободный порядок слов. Несмотря на это, самое существенное, то, ради чего и создается предложение, должно располагаться в конце его. Слова, связанные подчинительной связью, должны располагаться по возможности ближе друг к другу. (Смогла разжечь в сердце скептика Андрея чувства моя подруга Вера.)
1. «Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами. (Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки.)
2. Преобразование прямой речи в косвенную. (Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной в кино.)
Задания
Проанализируйте приведенные ниже фразы, выявите ошибки в их построении, объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант.
Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял.
Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.
Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог.
Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу в Отчизне.
Примерно пятая часть обманутый физических лиц (а всего их по «Виадуку» не меньше 1,5 тысячи) рискуют остаться вообще без жилья и без денег.
При этом прорабатывается три возможных варианта.
Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.
Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля – слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.
После соревнований не хочется уже никаких развлечений, потому что вечером того дня чувствуешь себя совершенно разбитым.
3. Найдите о охарактеризуйте ошибки.
Показался взрослый мужчина.
Обеды в верхней одежде не отпускаются (объявление).
Дети были очень слабы от недоедания пищи.
Мальчик, оступившись, упал в лужу воды.
Разрешите в Вашем лице обнять всех Ваших сподвижников.
Новые дома оборудованы всеми удобствами для проживающих.
На втором участке одновременно вышли из строя сразу две электрические печи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Раздел 1 Современная речевая ситуация
Тема 1. Современная речевая ситуация. Наиболее значимые черты русского языка конца 20-начала 21 века. Понятие культуры речи. Разновидности национального языка. Высшая форма национального языка – литературный язык.
Тема 2. Норма: ее динамичность и развитие. История развития норм русского языка. Правильность языка. Понятие современной литературной нормы. Императивные и диспозитивные нормы (варианты норм). Работа с орфоэпическим словарем: структура статей и помет.
Раздел 2 Современные литературные нормы
Тема 1. Орфоэпические нормы (произносительные и акцентологические)
Тема 2. Лексические нормы. Семантические ошибки (употребление слова в несвойственном ему значении): непонимание значения слова, неправильное употребление паронимов, трудности выбора слов-понятий с конкретным и отвлеченным значением. Нарушение лексической сочетаемости. Многословие (тавтология, плеоназмы и др.). Ненормативное употребление фразеологизмов. Употребление в речи канцеляризмов, штампов и клише.
Тема 3. Грамматические нормы. Словообразовательные нормы.
Тема 4. Морфологические нормы . Формообразование имен существительных, глагольных форм, особенности склонения имен числительных.
Тема 5. Синтаксические нормы. Нарушения в системе словосочетаний. Нарушения построения простых предложений, простых осложненных предложений и сложных .