Причастие и деепричастие


1. Большая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффикса –ВШ- от основы инфинитива, оканчивающейся на гласную букву (писать – писавший). Суффикс –Ш- использкется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву (нести- нёсший).

Обратите внимание, что суффикс –Ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на –шибить, -ереть: вытереть – вытерший, ушибить – ушибший. Ошибочные формы вытеревший и ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы

-НН (-Н-), -ЕНН, -Т (убранный, застеленный, допитый). Ошибочно: в комнате убрато.

3. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов: прочитать книгу – прочитанная книга, праздновать юбилей – празднуемый юбилей. Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и т.д., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией. Обратите внимание, что не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы –ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-) у глаголов: арестовать, беречь, бить, брать, будить, вести, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов: вернуть, достать, заставить, застать, затмить, лизнуть, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, проводить, проехать, просклонять, проспрягать, разглядеть, толкнуть.

 

Задания

1. Образуйте множественное число существительных: лектор, мех, кузов, лоскут, тон, тормоз, токарь, слесарь, сектор, невод, катер, крейсер, шофер, штабель.

2. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже.

Несколько покрашенных (окошко); десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин); располагать целым набором больших и малых (кочерга); обед из свежих (опёнок); можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен); кончился запас (лезвие) для бритвы; из всех (кушанье) больше всего понравились пироги; богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), дамских (сапог); пищей для болотных (цапля) служат лягушки; поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло); из детских (ясли) слышались веселые голоса; хозяевами многих (дупло) стали пчелы; пора летних (сумерки).

3. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей.

1982 год; 3, 265; 1 47\91; сорок первый; полтораста; 43 499 штук; трое.