Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности


За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.

Так, к 1996 г. сложилось следующее распределение предприятий по видам собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5% а государственных предприятий - до 51%, в то время как удельный вес торговых предприятий других форм собственности вырос до 46%.

Если в 1990 г. удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте торгующих организаций России составлял 22,2%, то к 1996 г. - всего 5%, в то время, как частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской кооперации) с 1992 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз.

Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь изменением отношений собственности в Российской Федерации в целом.

Потери собственности потребительской кооперации вызвали структурные изменения ее деятельности в товарообороте, производстве товаров народного потребления и заготовках.

Анализдинамики изменения удельного товарооборота не только потребительской кооперации в целом, но и отдельных потребсоюзов Западной Сибири подтверждает этот тезис: доля товарооборота потребительских союзов в своих регионах снизилась пропорциональна удельному весу предприятий торговли.

Аналогичный анализ комплексного показателя - объема продаж товаров на одного человека, обслуживаемого потребительскими союзами Западной Сибири - показывает его соответствие торговым возможностям потребсоюзов с учетом их доли в распределении торговых предприятий по видам собственности.

Потери собственности и острая конкурентная борьба с другими вновь образованными предприятиями привела к снижению удельного веса потребительской кооперации в производстве товаров народного потребления, причем в производстве продуктов питания - на 45%, а в производстве непродовольственных товаров - в 3 раза.

В структуре платных услуг основную долю (53%) в период реформирования отношений собственности занимали услуги, оказываемые населению на колхозных рынках.

Промышленность продуктов питания - наиболее устойчивая отрасль, производство товаров в ней снижалась меньшими темпами, чем в других отраслях: объем производства товаров народного потребления сократился на 56%, а выпуск продуктов питания продолжал сокращается на 15 - 33% в год.

Сравнительно низкое уменьшение доли потребительской кооперации в производстве и реализации продуктов питания обусловлено тем, что целями потребительской кооперации является обслуживание наименее защищенной части населения, платежеспособность которого позволяет покупать в основном продукты питания. Это и вызвало изменения структуры товарооборота потребительской кооперации, в которой приоритет отдан продуктам питания. Если рассмотреть динамику изменения структуры товарооборота потребительской кооперации Российской Федерации, то можно отметить неуклонное и независящее от экономической ситуации повышение доли продовольственных товаров, в которых постоянно повышался удельный вес социально-значимых товаров.

Так, с 1990 г. по 1996 г. доля продуктов питания в товарообороте потребительской кооперации увеличилась в 1,6 раза, в то время как доля социально-значимых товаров питания возросла более чем в 2 раза.

Экономические изменения коснулись не только товарооборота потребительской кооперации, но и всей ее деятельности. Так, совокупный объем деятельности сократился в 3,6 раза, розничный товарооборот - в 3,36 раза, заготовительный оборот - в 2,6 раза (а с 1991 г. уменьшился в 5,8 раза), производство товаров народного потребления - почти в 2 раза.

Наиболее сказалось двоякое влияние потери собственности (торговых предприятий) потребительской кооперации в реформах 1990 - 1993 г. на товарообороте:

· в ходе реформ потребительская кооперация потеряла 35 - 42% мелких торговых точек (магазинов, ларьков, палаток, не считая более крупных предприятий);

· вновь образованные на основе имущества потребительской кооперации частные и акционерные торговые предприятия стали противниками потребительской кооперации в конкурентной борьбе за покупателя, что дополнительно осложнило ее положение.

Основными причинами снижения объемов закупок сельхозпродуктов и сырья, помимо уменьшения поставок для государственных нужд является:

· отсутствие денежных средств, особенно наличных;

· высокие банковские ставки на получаемые кредиты;

· неплатежеспособность получателей продукции;

· высокие затраты на энергоресурсы и транспортировку.

Эти же причины относится и к изменениям деятельности остальных отраслей потребительской кооперации, но в заготовках проявляются сильнее.

Реорганизация собственности потребительской кооперации выявила принципиальный недостаток ее структуры, выражающийся в несбалансированности основных и оборотных средств.

Основы этого дисбаланса заложены еще реформой кооперации 1935 г. в результате которой у потребкооперации государство национализировало собственность в городах и перевела всю деятельность кооперации в сельскую местность, дополнительно обязав потребкооперацию, наряду с распределением продуктов и товаров использовать собственную прибыль для создания инфраструктуры села и социальную защиту сельского населения, взяв на себя обеспечение потребительской кооперации оборотными средствами за счет долгосрочных кредитов.

Например, в фонд финансирования капитальных вложений ежегодно распределялось 55 - 57%, в то время как в паевой фонд перечислялось ежегодно всего 3 - 4%.

Во времена существования СССР это обосновывалось следующим:

· величина отчислений в паевой фонд соответствовала принятому в мировой кооперативной практике уровню - годовому проценту от частных вкладов в банки, который в СССР составлял 3 - 4%;

· прибыль от своей деятельности потребительская кооперация направляла на развитие инфраструктуры села, т.е. на нужды своих пайщиков;

· оборотные средства для деятельности потребительской кооперации предоставляло государство.

Потребительская кооперация имела к 1990 г. до 25 - 45% собственных оборотных средств, доля которых в финансировании деятельности потребсоюзов неуклонно снижалась.

После начала реформ изменилась финансовая ситуация в целом по стране: потребительская кооперация вступила в конкурентную борьбу с частными предприятиями и акционерными обществами, которые в основном работали с привлечением ставшими дефицитными заемными оборотными средствами.

Но действие показателя соотношения заемных и собственных оборотных средств в деятельности предприятий потребительской кооперации имеет принципиальное отличие от предпринимательских хозяйств: предпринимательские хозяйства используют заемные средства для получения максимальной прибыли путем закупки и последующей продажи быстрореализуемых и сравнительно дорогих товаров, в то время, как предприятия потребительской кооперации выполняют задачу удовлетворения товарами, в первую очередь продуктами питания, наиболее неимущих слоев населения, что не позволяет им достигать такой же эффективности, как предпринимательские хозяйства.

Хронический недостаток собственных оборотных средств постоянно увеличивался и, начиная с 1993 г. по настоящее время, потребительская кооперация работает в основном с заемными оборотными средствами.