АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ


Одной из составляющих лицензирования является метод го­сударственного регулирования. Иными словами - эффективная мера власти всех уровней по осуществлению упорядочения пред-1 принимательской деятельности, не допуская избыточной, так на­зываемой недобросовестной конкуренции и монополизма, не вме-1 шиваясь в хозяйственную часть этой деятельности.

Необходимость введения лицензирования автотранспортной: деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транс-Ц портном комплексе России.

В 1990 г. образовалось Министерство транспорта России, объ-1 единившее в себе гражданскую авиацию, морской и внутренний; водный транспорт, автомобильный транспорт и дорожное хозяйст­во России.

Наряду с этим были созданы и активно функционировали рос­сийские концерны - Росавтотранс, Росречфлот, Росавтодор, а так­же территориальные производственные объединения (ТПО) автомобильного транспорта.

Затем было принято решение об изъятии государственных!! функций у автотранспортных объединений и предприятий. Нача-1 лось движение структурных подразделений к самостоятельности. Была ликвидирована правовая основа сквозного вертикального | административно-командного управления транспортом.

Министерство транспорта РФ превратилось в нормотворче-скую организацию с небольшими контрольными функциями, ко­торые применить на автотранспорте по существу негде, так как из


 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

подчинения Министерства выведено более 2 тысяч автопредприя­тий и 72 ТПО.

Начались беспрецедентный рост (с 30 тысяч до полумил­лиона) числа хозяйствующих субъектов на транспорте-владельцев автотранспортных средств, разгосударствление, ак­ционирование, начальный этап приватизации и последователь­ное сокращение федерального дотирования деятельности пред­приятий автотранспорта.

Одной из главных задач Минтранса России в это время было предотвращение ситуации, когда автомобильный транспорт стал бы дополнительной причиной остановки производства. При этом никто не забывал о том, что автотранспорт является объектом по­вышенной опасности, причиной гибели и травм огромного числа граждан и крупным источником загрязнения окружающей среды.

Важнейшей целью лицензирования деятельности на транс­порте стало государственное воздействие на хозяйствующих субъ­ектов для соблюдения ими требований безопасной эксплуатации принадлежащих им автотранспортных средств.

Вторая цель, являющаяся основой для разрешительной систе­мы как средства государственного регулирования деятельности на транспорте, - это допуск на рынок транспортных услуг квалифи­цированных, надежных и финансово-дееспособных производите­лей этих услуг.

Третья цель - регулирование рынка транспортных услуг за счет введения квот лицензий внутри сектора транспортного рынка или между его секторами.

Четвертой, не менее важной, целью осталось соблюдение эко­логических норм, установленных в области транспортного и до­рожного хозяйства.

Цели лицензирования автотранспортной деятельности были определены, и они вошли во все положения о лицензировании пе­ревозок, которые в последующем были утверждены Правительст­вом России:

• государственное регулирование перевозочной деятельности;

• обеспечение нормативного функционирования рынка транс­
портных услуг;


250 Глава 4. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТЕ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ 251


 


• защита интересов потребителей этих услуг;

• реализация требований антимонопольного законодательства;

• реализация требований безопасности дорожного движения;

• соблюдение экологических норм.

Министерство транспорта России в период формирования проектов документов по лицензированию знакомилось с законода­тельством и практикой его применения на автомобильном транс­порте за рубежом.

В США, Канаде, Японии, в странах Европы лицензирование автотранспортной деятельности осуществляется уже более 60 лет. Наиболее солидный стаж лицензирования автомобильных перево­зок имеет Германия, где с 1934 г. оно является методом государст­венного регулирования перевозочной деятельности. В США, Ка-* наде, Японии осуществляется лицензирование перевозочной дея­тельности, экспедиторских услуг, сервисного обслуживания авто­мобилей.

В Европе лицензирование до сих пор принимается в качестве допуска к профессии. Без лицензии осуществление автоперевозой не допускается. В Финляндии работа без лицензии предусматривает кроме штрафных санкций тюремное заключение до 6 месяцев.

В Англии четко разграничиваются коммерческие перевозки и перевозки собственных грузов. Первые формируют рынок транс­портных услуг, а перевозчики собственных грузов в этом не участ­вуют. Поэтому государство защищает профессиональных перевоз­чиков, так как их деятельность более эффективна для экономики и населения страны.

В США, Испании право на перевозку (лицензия) обладает свойством товара, оно покупается и продается.

В Англии и Испании владелец легкового транспорта кроме разрешения на перевозку пассажиров должен заключать контракт с водителями, но только с теми, которые кроме удостоверения на право управления автомобилем имеют лицензию на обслуживание пассажиров, приобретаемую ежегодно.

Правовой основой введения лицензирования в России являет­ся Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельно­сти» от 25.12.90г. № 445-1 (с изменением от 31.11.94), который


устанавливает виды деятельности, разрешенные исключительно для государственных предприятий (ст. 21, ч. 3), а также устанав­ливает, что отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятиями на основе специального разрешения (лицензии) и что перечни этих видов деятельности и порядок получения лицен­зии устанавливаются Правительством Российской Федерации. В дальнейшем основополагающим законодательным актом по во­просу лицензирования являлась ст. 4 Закона РФ «О введении в действие части первой гражданского кодекса Российской Федера­ции» от 30.11.94 г. № 52-ФЗ и ст. 49 ГК РФ.