Предельные значения биения для автомобильных колес с разборным ободом


 

Условное обозначение типоразмера обода Биение, мм
колеса радиальное осевое
От 5,0.. .15 до 6,5. ..20 2,5 2,0
« 7,0... 15 « 7Д..20 2,5 2,5
« 7,5. ..15 « 8,5...20 3,0 2,5
« 9,0...20 « 10Д..24 5,0 2,0

Биение ободьев колес проверяют универсальными средствами измерения, например индикаторной головкой с ценой деления 10 мкм, установленной на индикаторной стойке или другом устой­чивом основании, в радиальном и осевом направлении. Место из­мерения— закраина обода колеса. Осевое биение определяют в осевом направлении колеса как абсолютное значение разности максимальных и минимальных показаний прибора при его враще­нии на 360° вокруг оси. Радиальное биение определяют в перпен­дикулярном к оси колеса направлении по аналогичной методике.


3.2.6. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЯМ И ИХ СИСТЕМАМ

Автомобильный двигатель является одним из основных высо­котехнологичных элементов автомобиля. Состояние этого агрегата в значительной степени определяет общую характеристику авто­мобиля по различным -направлениям. К ним относят тяговоскоро-стные и топливно-экономические показатели, показатели надеж­ности и, естественно, показатели безопасности. Учитывая круг во­просов, рассматриваемых в настоящем пособии, основное внима­ние уделено требованиям к автомобильным двигателям с позиций Системы сертификации ГОСТ Р.

Требования к автомобильным двигателям содержатся в ГОСТ 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТ 23435-70 «Техническая диагностика. Двигатели внутрен­него сгорания поршневые. Номенклатура диагностических пара­метров».


126 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

Автомобильные двигатели являются энергетической установ­кой по преобразованию внутренней энергии топливовоздушной смеси в механическую работу. Поэтому важными являются эколо­гические характеристики. Для бензиновых двигателей нормирует­ся предельное содержание токсичных веществ - оксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов (СН) - в отработавших газах. Их значения и методы испытания содержит ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТР 17.2.02.06-99. Для дизельных двигателей нормируется предельный уровень дымности отработавших газов. Его значение и методы определения содержит ГОСТ 21393-75. Подробно эти нормативные документы рассмотрены ранее.

В качестве топлива в автомобильных двигателях, как пра­вило, применяются легко воспламеняемые жидкости. Поэтому ГОСТР 51709-2001 выдвигает требования к системам питания бензиновых и дизельных двигателей. Они состоят в обеспечении герметичности топливоподающей аппаратуры и отсутствии подте­каний топлива, работоспособного состояния запоров топливных баков и устройств перекрытия топливопроводов. Контроль этих требований основан на визуальном наблюдении.

Система питания газобаллонных автомобилей также должна быть герметичной. Баллоны для сжатого и сжиженного газа могут эксплуатироваться только на протяжении времени действия доку­мента об их периодическом освидетельствовании. Газовая система питания газобаллонных автомобилей проверяется с использовани­ем приборов или путем «обмыливания» мест соединений. При этом появление мыльных пузырьков не допускается..

Реализация Закона РФ «О защите прав потребителей» вы­двигает высокие требования к культуре обслуживания пассажи­ров, улучшению условий труда водительского состава. Одним из элементов этого процесса является создание благоприятных условий в салоне автомобиля или автобуса, в том числе в части задымленности отработавшими газами. Рассматриваемый доку­мент выдвигает требования к системе выпуска отработавших газов. Ее элементы и соединения должны находиться в исправ­ном состоянии.


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

3.2.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧИМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ

Рассмотренные выше требования к системам, узлам и в целом к автомобилю не являются исчерпывающими. Автомобиль пред­ставляет собой сложную механическую систему и имеет значи­тельное количество сопутствующих элементов, обеспечивающих его безопасность и работоспособность. ГОСТ Р 51709-2001 предъ­являет требования к этим элементам.

Автомобиль должен иметь предусмотренные его конструкци­ей стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла. Эти элементы автомобиля должны находиться в работоспособном со­стоянии. Частота перемещения щеток стеклоочистителей по мок­рому стеклу в режиме максимальной скорости должна быть не ме­нее 35 двойных ходов за одну минуту (проверяется универсальным измерителем времени с отсчетом от 1 до 60 с и ценой деления не более 1 с). Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомыва-телей проверяют визуально в процессе их функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света.

Производительность стеклоомывателя должна обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в достаточном для смачи­вания стекла количестве. Для безопасной эксплуатации автомо­биль должен быть оборудован предусмотренными конструкцией зеркалами заднего вида, предусмотренными заводом-изготовите­лем стеклами, звуковым сигналом, противосолнечным козырьком или шторами. Изменения могут касаться зеркал заднего вида. Они допустимы, если зона обзорности предлагаемого зеркала заднего вида обеспечивает большие зоны обзорности, чем предусмотрены технической документацией и прежде всего инструкцией по экс­плуатации автомобиля.

Ветровое стекло непосредственно отделяет водителя автомо­биля от встречного воздушного потока и испытывает значитель­ные нагрузки, зачастую переменные по величине и направлению, определяет обзорность с места водителя и, следовательно, создает


128 Глава3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

условия для безопасного управления. Поэтому механической прочности стекла уделяется большое внимание. ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие техниче­ские условия» определяет технические требования и методы испы­тания этих изделий при производстве. В сфере эксплуатации авто­мобилей эти требования основаны на визуальном осмотре. Основ­ное требование состоит в том, чтобы в зоне очистки стеклоочисти­телем половины ветрового стекла, расположенной со стороны во­дителя, не было трещин.

Кроме того, не могут быть использованы дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол и влекущие опасность травмирования участников дорожного движения. Вме­сте с тем, в верхней части ветрового стекла автомобилей и автобу­сов может располагаться полоса прозрачной цветной пленки. Ее допустимая ширина не должна превышать 140 мм. Для автотранс­портных средств категорий М3, К2, К3 такая полоса может быть шире, но не должна превышать минимальное расстояние между' верхним краем ветрового стекла и верхней границы зоны его очи­стки стеклоочистителем.

Стекла автомобиля могут иметь тонировку, однако их свето-пропускание должно соответствовать требованиям ГОСТ 5727-88. Оно состоит в том, что светопропускание ветровых стекол должно} быть не менее 75 %, стекол передних дверей и передних боковых | стекол (если они имеются)-не менее 70%, прочих стекол-не менее 60 %. Светопропускание остекления крыши, люка крыши, затемняющих полос ветрового стекла не нормируется.

Важное значение для правильного выбора стекол автомобилей, находящихся в эксплуатации, имеет их маркировка. Она должна на- ] носиться на каждое изделие штампом, шелкографией, гравировкой] или травлением, быть четкой и не смываемой и содержать:

1) товарный знак или товарный знак и наименование предпри- <
ятия-изготовителя;

2) условное обозначение типа и вида стекла: Т - трехслойное,
ТТП - трехслойное теплопоглощающее, 3 - закаленное, ЗТП-!
закаленное теплопоглощающее;


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

3) обозначение зарубежных нормативно-технических докумен­
тов или условных знаков, предусмотренных этими документами;

4) год и месяц изготовления для трехслойных стекол автомобилей.

По согласованию изготовителя и потребителя стекол допуска­ется вводить в маркировку дополнительные данные (номер смены, номер печи, сорт и др.). Эта информация должна быть размещена вне обозначений, приведенных в пунктах 1-4. Автомобильные стекла, имеющие светопропускание менее 70%, дополнительно должны иметь в маркировке знак «У». Содержание маркировки должно быть указано в технических условиях на конкретные ав­томобильные стекла.

Светопропускание определяют по ГОСТ 27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств». Испытания должны проводиться при следующих условиях окружающей среды:

• температура (20 ± 5)°;

• давление от 86 до 106 кПа;

• относительная влажность воздуха (60 ± 20) %.

Сущность метода состоит в определении нормального свето-пропускания безопасного стекла т,, по интенсивности светового потока, пропускаемого испытываемым стеклом. Нормальное све­топропускание - это отношение светового потока Ф,, пропускае­мого стеклом, к общему падающему световому потоку Ф/.

Принципиальная схема прибора для замера параметра тг при­ведена на рис. 3.5.

Технические требования к данной оптической системе в це­лом и отдельным ее элементам подробно содержит рассматривае­мый стандарт.

Проведение испытаний состоит в том, что измерительный прибор приемника следует отрегулировать так, чтобы его показа­ния составили 100 делений шкалы, если световое стекло не введе­но в световую дорожку. В случае, когда свет не падает на прием­ник, измерительный прибор должен показывать нуль. Безопасное стекло б вводят между диафрагмой и приемником на расстоянии от приемника, приблизительно равном пяти диаметрам


130 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

приемника, и регулируют его положение так, чтобы угол падения светового пучка был равен 0 ± 5°. Для каждой измеряемой точки от­считывают количество делений п, показываемое измерительным прибором. Нормальное светопропускание тл определяют по зависи­мости и/100 и выражают в процентах падающего светового потока.

Рис. 3.5. Принципиальная схема прибора для замера параметра нормального светопропускания:

/ — источник света; 2 — оптическая система; 3 — диафрагма;

4 — приемник излучения; 5 — измерительный прибор;

6 — испытываемое безопасное стекло

Для измерения названного параметра прибор должен соответ­ствовать требованиям стандарта, однако допускается использовать серийно выпускаемую аппаратуру, например, спектрофотометры и соответствующие методы измерения, обеспечивающие получение того же результата.

На задние стекла легковых автомобилей могут устанавливать­ся солнцезащитные жалюзи и шторы. В этом случае автомобиль должен иметь зеркала заднего вида с обеих сторон. На боковых и задних окнах автобусов могут применяться занавески.

Замки дверей кузова или дверей кабины, запоры бортов гру­зовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регули­ровки и фиксирующие устройства сиденья водителя и пассажира, аварийный выключатель на автобусах, аварийные выходы автобу­сов и устройства приведения их в действие, привод управления дверями, сигнализация работы дверей и требования остановки,


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонное устройство должны находиться в работоспособ­ном состоянии.

Безопасное управление автомобилем в значительной степени определяется за счет соблюдения правил дорожного движения, одним из элементов которого является соблюдение скоростного режима. Контроль скорости движения автомобиля осуществляется водителем по показаниям специальных приборов - спидометров и тахографов. Поэтому к их состоянию предъявляются определен­ные требования. Спидометровое оборудование, а также преду­смотренные конструкцией автомобилей тахографы должны нахо­диться в работоспособном состоянии и быть опломбированы в ус­тановленном порядке. Это требование не распространяется на ав­томобили, принадлежащие индивидуальным владельцам. Порядок опломбировки спидометров установлен в «Инструкции о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования авто­мобилей», утвержденной в установленном порядке и введенной в действие с 1 июля 1987 года. Этот документ действует по настоя­щее время и предназначен для всех хозяйствующих субъектов, не­зависимо от организационно-правовой формы. Он устанавливает порядок пломбирования спидометров и их приводов, содержит схемы пломбирования, формы документов по учету и оформлению пломбирования, а также устанавливает обязанности и ответствен­ность лиц, отвечающих за этот вид деятельности. Рассмотрим наи­более важные положения этого документа.

Автомобили должны быть оснащены исправным и опломби­рованным спидометровым оборудованием. Автомобиль не может быть допущен в эксплуатацию, если его спидометровое оборудо­вание неисправно, имеет нарушения пломбировки и не поверено органами Госстандарта. Первичная поверка этого оборудования проводится при выпуске из производства или ремонта. Периоди­ческая поверка проводится не реже 1 раза в два года. Спидометры, признанные годными после проведения первичной или периодиче­ской поверок, подлежат пломбированию или клеймению органами Госстандарта. Допускается автотранспортным предприятиям про­изводить поверку спидометров при необходимости без вскрытия


132 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ________

их и нарушений пломб Государственного поверителя. Новые ав­томобили в период действия гарантии должны эксплуатироваться со спидометрами, имеющими пломбу завода-изготовителя. В слу­чае нарушения заводской пломбировки в гарантийный период или поступления новых автомобилей с завода-изготовителя с неоп­ломбированным спидометровым оборудованием до ввода автомо­биля в эксплуатацию составляется акт совместно с представителя­ми незаинтересованной организации, в котором должны быть ука­заны причины переопломбировки, дата и показания спидометра. По истечении гарантийного срока эксплуатации автомобиля спи­дометр и его привод перепломбируются с постановкой пломб предприятия на съемный ободок спидометра по схеме, приведен­ной на рис. 3.6.

Оттиск клейма на пломбе должен иметь четкое обозначение. На одной стороне клейма должно быть нанесено наименование предприятия, а на другой - квартал, год и номер клейма. Пример клейма показан на рис. 3.7. По истечении сроков действия клеймо уничтожается, о чем составляется комиссионный акт.

Пломба должна быть механически прочной, надежно обеспе­чивать зажим проволоки, исключающей снятие и перемещение ее по проволоке. Для пломбирования используются свинцовые плом­бы и стальная низкоуглеродистая проволока общего назначения установленных образцов.

Пломбирование спидометрового оборудования производится для того, чтобы исключить доступ к счетному механизму спидо­метров, приводу, электродатчику и штекерным соединениям. Пе­ред пломбированием необходимо убедиться, что спидометр, гиб­кий вал с накидными гайками или счетчик, элекгродатчик с при­водами и штекерные соединения стандартные и не подвергались модернизации.

Аварийные выходы в автобусах должны иметь соответст­вующие обозначения и содержать краткую инструкцию по ис­пользованию. Конструкция салона автобуса, а также его техниче­ское состояние в эксплуатации не должны содержать дополни­тельные элементы, способные ограничить свободный доступ пас­сажиров к аварийным выходам. Отдельные провода и их жгуты,


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИИ

А-А

А-А  

 

Рис. 3.6. Принципиальная схема пломбирования спидометр органами Госстандарта

Рис. 3.7. Содержание надписей клейма пломбира


134 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

составляющие систему электрооборудования автомобиля, долж­ны иметь надежные крепления. Не предусмотренные конструк­цией их контакты с деталями автомобиля не допускаются. Изо­ляция проводов должна исключать возможность возникновения коротких замыканий.

Автомобиль должен иметь предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство и грязезащитные фартуки.

Использование автомобиля в качестве тягача выдвигает до­полнительные требования к надежности сочленения с прицепом или полуприцепом. Для этого сцепное устройство тягача и прице­па, а также предусмотренные конструкцией страховочные тросы должны быть исправны. Предельно допустимый износ сопрягае­мых рабочих поверхностей тягового крюка, сцепной петли и сцеп­ного шкворня полуприцепа не должен превышать установленного руководством по эксплуатации автомобиля. Эксплуатация прице­пов и полуприцепов с тягачом, не указанным в руководстве по эксплуатации прицепа или тягача, без согласования уполномочен­ной на то организации не допускается.

Легковые автомобили в последнее время достаточно часто используются как тягачи. В качестве сочленения такого автомо­биля и прицепа используется сцепное устройство шарового типа. ГОСТ 28248-89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройст­во шарового типа. Основные размеры» содержит требования к этим устройствам.

Стандарт распространяется на сцепные шары, предназначен­ные для буксировки легких прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, и устанавливает размеры, необходимые для совместимости деталей механических соединительных уст­ройств между легкими прицепами, караванами и буксирующим | автомобилем в случае, когда автомобиль снабжен сцепным шаром. Настоящий стандарт не распространяется на тягово-сцепные уст­ройства шарового типа специальных легковых автомобилей, пред­назначенных для буксировки специальных прицепов.

Основные размеры сцепного шара должны соответствовать указанным на рис. 3.8.


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

Рис.3.8. Основные размеры сцепного шара

Диаметр шейки шарового пальца измеряется в горизонтальной плоскости, расположенной не менее чем на 32 мм ниже точки О, и должен составлять 27...29 мм.

Свободное пространство вокруг шарового пальца должно со­ответствовать значениям, приведенным на рис. 3.9.

Свободное пространство вокруг шарового пальца обеспечивает:

а) возможность отклонения замкового устройства прицепа от­
носительно сцепного шара:

- в горизонтальной плоскости на угол а не менее 60°;

- в вертикальной плоскости на угол Р не менее 25°;

б) возможность сцепки и расцепки при отклонении замкового
устройства прицепа относительно сцепного шара:

- в горизонтальной плоскости на угол а не менее 60°;

- в вертикальной плоскости на угол Р не менее 10°.

Центр сферической поверхности и ось шейки сцепного шара должны лежать в продольной вертикальной плоскости симметрии автомобиля. Высота расположения центра, сцепного шара у авто-


136 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ



 


 



В-В 30°т ах

Рис. 3.9. Основные размеры свободного пространства вокруг шарового пальца

мобиля с полной конструктивной массой должна быть не менее 350 мм и не более 429 мм от опорной поверхности

В случае, если тягово-сцепное устройство предназначено для буксирования прицепа массой свыше 3500 кг, на сцепной шар в плоскости диаметром от 17 до 19 мм должно быть нанесено обо­значение «18О 50». Кроме того, может быть нанесен знак предпри­ятия - изготовителя тягово-сцепного устройства.

Широко распространенным техническим устройством, пред­назначенным для буксирования одним автомобилем другого авто­мобиля, являются буксирные устройства. Требования к этим эле­ментам технической эксплуатации автомобилей предъявляет ГОСТ 25907-89 «Устройства буксирные автомобилей. Общие тех­нические требования. Методы испытаний».

Рассматриваемый стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шквор­нем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней час-


ти автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой до 50 000 кг (рис. 3.10), и жесткого буксира типа «штанга» или «тре­угольник» (рис. 3.11), применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк или тяговую вилку. Документ не распространяется на буксирные уст­ройства, поставленные на производство до 1 января 1992 года.

В зависимости от конструктивного исполнения буксирные уст­ройства могут быть двух типов «штанга - буксирная вилка» и «тре­угольник-буксирные вилки». Типоразмер буксирного устройства необходимо определять в зависимости от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля в соответствии с табл. 3.33.

Автомобили всех типов, кроме автомобилей высокой прохо­димости, должны содержать одну или две буксирные вилки, а ав­томобили высокой проходимости - две вилки. Эти устройства рас­полагают в вертикальной продольной плоскости симметрии авто­мобиля при одной вилке либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150мм между осями шкворней при двух вилках. При этом ось вилки должна быть параллельна продольной оси автомобиля. Высота расположения продольной оси буксирной вилки от опорной поверхности для всех автомобилей, кроме авто­бусов, должна соответствовать указанной в табл. 3.33, а для авто­бусов - по согласованию изготовителя и потребителя.

Конструкция и расположение буксирных вилок должны обес­печивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля:

• в вертикальной плоскости (см. рис. 3.11) на угол а не менее
± 15°, а для автомобилей высокой проходимости на угол не менее
± 45° (последнее требование допускается обеспечивать конструк­
цией буксира);

• в горизонтальной плоскости угол р для буксира типа «штан­
га» на угол не менее ±50°.

Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» до­пускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость


138 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ



 


 





А Л А -А (повернуто) 04/, 2

Рис. 3.10. Основные размеры буксирной вилки со шкворнем

Рис. 3.11. Геометрические параметры буксиров:

— петля, сцепляемая с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля