СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


Организационные отношения — это комплекс воздействий, взаимодействий и противодействий, возникающих в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности организаций; разновидность производственных отношений, в состав которых помимо организационных входят экономические, социальные, технологические, правовые и иные отношения.

В качестве основных типов организационных отношений выделяют: формальные и неформальные; легитимные и противоправные; свободные и административные; равенства и неравенства; зависимые и независимые; последовательные и параллельные; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; притяжения и отталкивания; центростремительные и центробежные; совместимые и несовместимые; эквивалентные и неравнозначные; детерминированные и стохастические; вертикальные и горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные. В теории организации выделяют следующие схемы организационных отношений:

линейная — рекомендована небольшим организациям при условии высокого профессионализма и авторитета руководителя, высокой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации; здесь делегируются линейные и функциональные связи;

кольцевая — представляет собой схему, замкнутую на руководителе, эффективную в небольших организациях или в средних по размеру подразделениях со стабильными продукцией и рынком; характеризуется разделением функциональных обязанностей между профессиональными работниками, административные обязанности остаются у руководителя;

«колесо» — эффективно в небольших организациях или подразделениях, требующих постоянной корректировки производства продукции, необходимой из-за неустойчивой номенклатуры выпуска и изменений спроса;

«звезда» — разветвленная система линейных отношений; используется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения строгой конфиденциальности в деятельности каждого отдельного подразделения; субъекты такой схемы не имеют между собой никаких связей. В отношении каждого объекта руководитель реализует только линейные и функциональные связи.

Под структурой управления организациейпонимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, в рамках которой протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления; организационная структура — это форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Как следствие, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, а связи между ними обеспечивают координацию их выполнения.

Элементы структуры управления:

работник управления (человек, выполняющий определенную функцию управления);

орган управления (группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп);

первичная группа (коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных).

Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:

горизонтальные связи носят характер согласования и являются обычно одноуровневыми;

вертикальные связи — подчинения — возникают при наличии нескольких уровней управления; могут носить линейный и функциональный характер;

линейные связи означают подчинение линейным руководителям, по всем вопросам управления.

функциональные связи имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; полномочия определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями и квалификацией и уровнем культуры.