Методы подготовки и выявления управленческих решений


Методы, используемые на этапе постановки проблемы, дают ее достоверное и наиболее полное описание. В их составе: методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, фиксации событий, факторного анализа, сравнения, моделирования. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и выделяемых средств.

На этапе разработки вариантов УР также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа (поиска ответов на вопросы «что произошло?» и «по каким причинам?»), здесь уясняют, с помощью каких управленческих действий можно решить проблему.

Менеджеры и специалисты не только собирают и обрабатывают необходимые данные, но используют свой творческий потенциал, знания и умения для разработки вариантов решений. В групповой работе помогают метод номинальной групповой техники, метод Делъфи и метод мозговой атаки.

На этапе выбора решения требуется определить методы формирования критериев выбора, наиболее полно разработанные для хорошо структурированных решений, где возможно использование количественного анализа и электронной обработки данных. Часто применяют экономико-математические методы, позволяющие использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. Примеры оптимизационных критериев: максимум прибыли, доходов, производительности; минимум затрат, потерь от брака.

Для оценки вариантов слабо структурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Часто используется модель, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, считающееся «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение ситуации.

Метод доведения принятого решения до исполнителей — составление плана реализации, предусматривающего систему мер по успешному достижению целей. Вместе с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание) используют методы материального стимулирования, проводят встречи работников с руководством, разъясняют суть принятых УР. Все меры направлены на преодоление сопротивления нововведениям, на повышение заинтересованности работников в запланированном результате. Большое значение имеют методы контроля выполнения работ, связанных с реализацией решения.

Метод «мозговой атаки»: участники группы на основе заранее полученной информации о поставленной проблеме предлагают свои варианты решения; не обязательно рациональные, обдуманные, логически выстроенные. Эффективность метода тем выше, чем больше будет предложений. Предложения сразу не анализируются, затем проводится анализ в обсуждении, составляется список, группирующий предложения по выявленным критериям-ограничениям. Это дискуссия, проводящаяся в группах из 5-10участников, хотя метод можно применять в одиночестве. Эффективен он будет тогда, когда профессии, статус, опыт, пристрастия участников существенно различаются. Наличие специальной подготовки необязательно. Ограничений по продолжительности использования метода не существует, обычно это 20-30 минут.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций: все участники группы, собравшиеся для принятия решения, представляют в письменном виде свои предложения индивидуально, независимо от других участников, после чего по очереди излагают свои варианты решения проблемы, которые выслушиваются и рассматриваются членами группы без обсуждения и критики. Затем каждый письменно делает ранговые оценки рассмотренных вариантов. Решение, получившее наивысшую оценку, принимается за основу. Плюс метода в том, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуальность каждого.

Метод Дельфи. В выявлении альтернативных вариантов решения также участвуют несколько человек, но им запрещается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Недостаток метода в том, что время на разработку решений существенно возрастает. Этот метод также может использоваться тогда, когда сбор группы невозможен.

Действия: формулируются вопросы по проблеме; все участники дают ответы на них независимо и анонимно; ответы собирают, составляют список всех предлагаемых вариантов, копию которого получает каждый; после ознакомления с предложениями он может изменить свое мнение о возможном решении; последние два этапа могут повторяться столько раз, сколько необходимо для согласованного решения.