ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯМ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ


Управленческое решение (УР)— это взвешенный шаг, результатом которого является осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него.

УР — неотъемлемая часть деятельности менеджера — рассматривается как фиксированный управленческий акт, постановление, приказ; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы. Объект УР, как правило, это проблемы по разрешению теоретических и практических вопросов.

Классификация управленческих решений:

1. По степени влияния на будущее организации: стратегические (общее направления развития организации, долгосрочные цели; тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам: глобальные (охватывают всю организацию в целом) локальные (затрагивают некоторые стороны деятельности).

3. По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (1-5 лет); краткосрочные (до 1 года).

4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.

5. По обязательности выполнения: директивные (принимаются высшим руководством, являются обязательными для исполнения); рекомендательные (принимаются совещательными органами, не являются обязательными); ориентирующие (определяют единое направление деятельности подсистем организации).

6. По широте охвата: общие (распространяются на всю компанию в целом); специальные (рассматривают отдельные вопросы).

7. По степени запрограммированности: запрограммированные (принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения); незапрограммированные (в новых необычных условиях).

8. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и др.

9. По функциональному назначению: регулирующие (определяют метод выполнения действий); координирующие (концентрируют усилия вокруг проблемы); контролирующие (направлены на оценку результатов).

10. По способам принятия: интуитивные (принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты); адаптивные (принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниями, жизненным опытом); рациональные (опираются на научный анализ проблемы).

Управленческое решение — трудоемкая и ответственная деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия. Выделяют следующие этапы принятия управленческих решений: 1) диагностика проблем; 2) выявление альтернатив; 3) выбор альтернатив; 4) реализация решения.

Разработка управленческого решения основывается на анализе сложившейся ситуации, проблемных областей. Определяются содержание проблемы, ее последствия, степень важности, причастные к ней лица. Итог анализа — формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывают как можно больше возможных вариантов решений, из которых составляют базу данных, далее — найти оптимальное и объективное решение.

Методы принятия решений: индивидуальный (руководителем); коллективный (в процессе делового совещания, «мозгового штурма» или руководитель, сформулировав проблему, письменно дает указание специалистам внести предложения).

Среда принятия решения:

1) условия определенности (известны результаты всех возможных альтернатив);

2) условия риска (неизвестны точные последствия решений из нескольких возможных);

3) условия неопределенности (неизвестны вероятности не только принимаемых решений, но и вариантов последствий); здесь менеджер может действовать так: а) собрать дополнительную информацию и снизить степень новизны и сложности ситуации; б) действовать в соответствии с прошлым опытом или по интуиции, в основе которой нет рационального (метод чаще всего применяется при дефиците времени);

4) изменяющиеся условия (ситуация, в которой вынуждено работать предприятие, подвижная); здесь следует уделять особое внимание сбору данных, их оперативности и точности.

Выбор альтернативы надо согласовать с исполнителями и напрямую заинтересованными людьми. После выработки и принятия УР оно реализуется, для чего составляется детальная программа, определяющая сроки, средства и их источники, ответственных за выполнение, способы контроля. Каждое решение — компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть полностью благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть значительными, но с учетом сложившейся ситуации и конечного результата наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их.