Роль вторичной информации в планировании


Методы планирования

В планировании используются следующие методы:

1) нормативный: основан на использовании заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, с помощью которых рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и их источниках;

2) расчетно-аналитический: состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается значение плановой величины этого показателя. Этот метод используется, как правило, при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей;

3) балансовый: связан с построением баланса, при помощи которого достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них;

4) оптимизации: позволяет разрабатывать несколько вари антов плановых расчетов для того чтобы выбрать из них оптимальный. В качестве критериев выбора могут применяться: максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала; максимум рентабельности капитала и т. д.;

5) экономико-математическое моделирование: служит основой многих методов планирования и заключается в построении экономико-математической модели, представляющей собой точное математическое описание процесса. Моделирование позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами, которые их определяют.

Для планирования необходимо собирать и обрабатывать не только первичную, но и вторичную информацию. Вторичная информация—это данные, которые были собраны ранее для целей, не связанных с решением настоящей проблемы. Главное значение имеет не то, хватает ли ее для решения проблемы, а низкая цена, относительно высокая скорость получения и степень доступности. Чтобы оценить ее общую ценность, необходимо сопоставить ее достоинства и недостатки.

Вторичная информация несет следующие положительные черты: 1) в отличие от первичной, не требует особых затрат на сбор, т. е. менее дорогая; 2) собирается не из одного источника, а из нескольких; 3) сбор происходит быстро; 4) источники информации могут содержать данные, которые фирма сама не в состоянии получить; 5) может помочь в ситуации, когда требуется предварительный анализ; 6) достоверная.

К недостаткам вторичной информации относятся: 1) неполнота и недостаточность из-за ее общего характера; 2) устаревшие данные; 3) неизвестны методы ее получения; 4) противоречивость некоторых данных; 5) сомнения в надежности.

Вторичная информация бывает внутренней и внешней. К внутренней вторичной информации относятся бюджеты, данные о запасах, счета прибылей и убытков, счета клиентов, данные сбыта, результаты предыдущих исследований.

Что касается внешней вторичной информации, то фирма прибегает к ней в том случае, когда внутренней вторичной информации не хватает. Ее источники — правительственные и неправительственные органы.

И внутренняя, и внешняя информация имеет свои плюсы и минусы. Положительные моменты: точность определенной задачи; известная методология сбора и обработки информации; возможность определения степени надежности; отсутствие противоречивых моментов. Негативным является следующее: сбор информации иногда занимает слишком много времени, что может задержать процесс деятельности; возможны значительные капиталовложения; подход предприятия к сбору информации может иметь определенные ограничения; ограниченность фирмы в сборе информации.

Выбор стратегии организации— не самоцель стратегического планирования (СП).Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется как система планов организации. Результат работы системы СП — совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.

Основные направления деятельности (стратегический план): стратегия на обозримое будущее (3-5 лет и более); вершина системы планов, характеристика основного назначения организации, ее целей и стратегии.

План развития организации (на 1-5 лет). Содержит перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии, дает ответы на вопросы: какой ожидается спрос на товары и услуги организации; какие условия и климат необходимы в организации для создания новых видов продукции и выявления новых рынков сбыта; каковы имеющиеся ресурсы для создания новых видов продукции и услуг.

План развития — ориентир для разработки производных планов: плана диверсификации (характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию); ликвидационного плана (показывает, от каких элементов организация должна освободиться — от продуктов, услуг, собственности, структурных подразделений); плана научно-исследовательских работ (включает мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг).

Тактические планы ориентированы на меры, способствующие выпуску товаров и услуг. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны.

Программы и планы-проекты подкрепляют стратегический план. План развития организации обосновывается кратко-, средне-, и долгосрочными программами, конкретизирующими включенные в него мероприятия. Среди них можно выделить программы: разработки и внедрения нового вида продукта или новой информационной системы; перестройки организационной структуры фирмы и др.

Программы, в свою очередь, подкрепляются конкретными проектами. Каждый проект уникален, имеет определенную стоимость, график реализации и технико-экономические параметры.