Власть и влияние в организации
Влияние — это такое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Применительно к менеджменту лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Классификация Фрэнча и Рэйвена выделяет пять основных форм власти:
1) власть, основанная на принуждении: менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
2) власть, основанная на вознаграждении: менеджер имеет власть над другими, если они верят, что менеджер может вознаградить или отказать в этом;
3) экспертная власть — осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний;
4) эталонная власть (власть примера): характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для
исполнителя, что он хочет быть таким же;
5) законная власть — основана на праве человека
руководить другими в силу его соответствующего положения
в организации.
По мере того как способности исполнителя подходят вплотную к способностям руководителя, у последнего вырастает необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, это убеждение и участие в управлении.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо помнить о сопутствующих процессу условиях:
• потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной (актуальной);
• человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в какой-либо степени) какой-то потребности;
• человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
• человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.