Преимущества использования электронных систем государственных закупок


Использование электронной закупочной площадки позволяет создать конкурентную среду проведения тендеров за счёт обеспечения необходимой открытости для всех участников торгово-закупочного процесса, широких возможностей по привлечению новых поставщиков и более эффективного проведения тендеров.

Это даёт возможность оптимизировать процессы материально-технического снабжения и значительно снизить трудозатраты государственных органов на осуществление закупочной деятельности и привлечение новых поставщиков. Руководство государственных учреждений получает эффективный инструмент для анализа всех торгово-закупочных процессов.

Организация торгово-закупочной деятельности государства с помощью специализированной электронной площадки позволяет получить ощутимые выгоды и преимущества:

- снижение средних закупочных цен за счет увеличения числа участников конкурсов и конкуренции между ними за получение государственного заказа на 10-20%;

- расширение объёма публикуемой информации о процедурах и результатах государственных закупок. Усиление контроля над закупочной деятельностью со стороны руководства и общества, повышение «прозрачности» всех торгово-закупочных процессов;

- создание нового механизма закупок, тесно увязанного с управлением складскими запасами и отличающегося эффективным планированием (по номенклатуре, объемам и срокам поставки) и обеспечением бесперебойности поставок;

- получение консолидированной информации о закупках и исполнении договорных обязательств, благодаря формированию БД, содержащих сведения о процессах государственных закупок, заключённых контрактах на государственные закупки и результатах их исполнения;

- экономия бюджетных средств за счет объединения заявок от получателей однородной продукции и осуществления крупно-оптовых закупок;

- сокращения числа конкурсов за счет возможности формирования консолидированных лотов по одной номенклатуре;

- мониторинг результатов торгов, состава и характеристик поставщиков продукции (услуг) для государственных нужд;

- прогнозирование потребности в товарах (работах, услугах) на краткосрочный и среднесрочный периоды;

- информатизация процессов государственных закупок, внедрение электронного документооборота, средств электронных коммуникаций внутри и между государственными учреждениями;

- сокращение организационных затрат на проведение конкурсов за счет кардинального снижения числа рутинных операций по ручной обработке данных и появления возможности использования уже созданных и сохраненных электронных документов и материалов, что приводит к снижению транзакционных издержек на 25-75%;

- ускорение процедур проведения конкурсных торгов.

Пример. В 1998 году Пентагон объявил о разработке системы электронной торговли EMALL с целью организации процесса закупки вооружения и предметов материально-технического обеспечения войск через Интернет.

Благодаря EMALL исключаются от 30 до 40 промежуточных операций процесса закупки вооружения, весь процесс осуществления транзакции сводится к 10 операциям. Если в классической «бумажной» технологии при закупке продукции на сумму 1000 долл. от 300 до 400 долл. уходило на административные расходы, то в EMALL эти расходы составляют 4 долл. Кроме того, ускоряется процедура оформления заказов, которая раньше составляла 1-3 месяца, использованных, в основном, на различные согласования.