Использование (распределение) прибыли предприятия


Чистая прибыль распределяется предприятия самостоятельно и идет:

1. Вначале на погашение обязательств предприятия, к примеру по кредиту

2. В обязательном порядке на создание резервного фонда, величина которого не должна превышать 25% уставного капитала. Резервный фонд создается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат гарантированных дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии или недостаточности полученной прибыли.

3.На производственное развитие: на проведение НИОКР, на разработку и освоение новых видов продукции; на финансирование капитального строительства; приобретение основных средств и нематериальных активов; прирост собственных оборотных средств; на переподготовку кадров; на природоохранные мероприятия; на взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий и пр.

4. На социальное развитие: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, строительство объектов непроизводственного назначения; предоставление ссуд работникам на приобретение квартир, строительство домов и т.д.

5. На материальное поощрение и дивиденды по акциям: выплата премий по итогам работы за год; за освоение и внедрение новой техники; оказание материальной помощи в натуральном и денежном выражении; единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и др.

Предприятия в соответствии с учредительными документами создают фонды специального назначения:

фонд накопления;

фонд потребления

фонд социальной сферы

либо другие любые фонды

1. Фонд накопления формируется из чистой прибыли и других источников (накопленный износ, ремонтный фонд, целевые вклады учредителей и т.п.). Средства этого фонда направляются на инвестиционную деятельность.

2.Фонд социальной сферы(фонд потребления) формируется из чистой прибыли и других источников (затраты на оплату труда) и направляется на оплату труда и социальное развитие, материальную помощь, выплату дивидендов и т.п.

В сфере малого предпринимательства, как показывает практика, нет особой необходимости в создании фондов специального назначения.

Получение прибыли – это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе – невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, реализующих финансовую деятельность предприятия, запущенность бухучета, военные действия и прочее – предприятие может понести убытки. Это:

Ö штрафы, неустойки за нарушение условий договора;

Ö убытки от хищений, от списания безнадежных долгов;

Ö потери от стихийных бедствий и т.п.

Убыток – это тоже конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Убыток может быть списан за счет:

Ö прибыли, полученной ранее;

Ö резервного фонда;

Ö целевых взносов учредителей;

Öфондов специального назначения.

При получении прибыли и в последующем периоде и при наличии непогашенных убытков, кредитов может обратиться в суд и объявить предприятие банкротом, что позволим распродать имущество предприятия для покрытия долгов.

Понятие и показатели рентабельности

Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли.

Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.

Различают следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства данной продукции.

2. Рентабельность производства (или имущества активов) – есть отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества предприятия; показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия.

3. Рентабельность продаж – есть отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж (выручки от реализации).

4. Рентабельность собственного капитала – есть отношение балансовой прибыли к собственному капиталу предприятия