Анализ доходов торгового предприятия
Анализ доходов, как и других результативных показателей, предполагает:
- изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
- использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
- выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
- определение тенденций и пропорций в развитии изучаемого показателя;
- изучение и обобщение передового, в том числе, зарубежного опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Основной целью анализа доходов является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами предприятия и управления ими.
Информационной базой для проведения анализа доходов являются:
- плановая документация по всем показателям хозяйственной деятельности предприятия;
- статистическая отчетность предприятия;
-бухгалтерский баланс и приложения к нему,объяснительная записка к балансу.
-акты ревизий и документальныхпроверок.
Методика анализа доходности торговых предприятий предполагает расчет следующих аналитических показателей:
- процента выполнения плана доходов по абсолютной их сумме;
- темпов изменения суммы и уровня доходов;
- абсолютного отклонения фактической суммы доходов от плана и предшествующего года;
- размера изменения уровня доходов:
±∆УД = УД1 – УД0,
где ±∆УД – размер изменения уровня доходов торгового предприятия, %; УД1 и УД0 - уровни доходов от реализации товаров за отчетный и предшествующий или плановый период, %;
- темпа изменения уровня доходов:
Туд = ∙100,
где Туд – темп изменения уровня доходов, %, показывает, с какой скоростью увеличивается или снижается уровень доходов торгового предприятия;
- относительной суммы изменения доходов:
±∆отн=
где ±∆отн – относительная сумма изменения доходов, р.; РТО1 – розничный товарооборот отчетного периода, р.
В процессе анализа динамики доходов проводится сопоставление их суммы и уровня за отчетный период с соответствующими показателями прошлых лет.
Такой анализ позволяет выявить тенденции и рассчитать степень влияние на изменение доходности различных факторов за продолжительный период.
На сумму и уровень доходности торговых предприятий влияют факторы как внутреннего, так и внешнего характера. Основными из них являются следующие: цены на товары и услуги; объем и структура; уровень доходов торговой организации; звенность товародвижения и др.
Сумма первого и второго факторов отражает влияние на доходы торговых предприятий объема розничного товарооборота.
Влияние цен на товары и услуги рассчитывается по следующей формуле:
∆Дц=
где ∆Дц – изменение дохода за счет изменения цен, р.; РТОд.ц1 – товарооборот отчетного года в действующих ценах, р.; РТОс.ц1 – товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах, р.; УД0план – уровень доходов торговли предшествующего года или планового периода, %.
Влияние физического объема товарооборота вычисляется по формуле:
∆Дф=
где ∆Дф – изменение дохода за счет изменения физического объема товарооборота, р.; РТОс.ц1 – товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах, р.; РТО0план – товарооборот предшествующего или планового периода, р.; УД0план – уровень доходов торговли предшествующего года или планового периода, %.
Влияние структуры товарооборота определяется путем расчета следующих показателей:
- структуры товарооборота по товарным группам в отчетном и предшествующих годах (плановом периоде);
- уровня дохода по товарным группам в отчетном и предшествующем годах (плановом периоде);
- процентных чисел по каждой товарной группе как произведения отчетной структуры товарооборота на уровень дохода за предшествующий год (плановый период);
- общего процентного числа как суммы процентных чисел по группам товаров;
- влияние изменения структуры товарооборота на уровень дохода по формуле:
∆УДстр=-УД0план
где ∆УДстр – изменение уровня дохода за счет изменения структуры товарооборота, %;
- влияние изменения структуры товарооборота на сумму дохода от торговой деятельности по следующей формуле:
∆Дстр=
Механизм влияния данного фактора состоит в том, что различные товарные группы имеют разную доходность реализации. Продовольственные товары (в основном социально значимые) имеют предельные размеры торговых надбавок, а следовательно, и более низкую доходность реализации.
Непродовольственные товары реализуются с более высокими торговыми надбавками, и увеличение их удельного веса в товарообороте приводит к росту доходности торговых организаций.
Влияние звенности товародвижения на изменение доходов от реализации определяется путем последовательного расчета следующих показателей:
- структуры поступления товаров в разрезе поставщиков (опт, транзит, производство) за отчетный и предшествующий годы (плановый период);
- процентных чисел по отчетному и предшествующему годам (плановому периоду) как произведение структуры поступления предшествующего года (планового периода) и структуры отчетного года на уровни торговых надбавок предшествующего года или планового периода;
- общих процентных чисел как суммы процентных чисел по предшествующему (плановому периоду) и отчетному году;
- влияние звенности на уровень доходов от реализации по формуле:
∆УДЗв=-
где ∆УДЗв – изменение уровня доходов от реализации за счет изменения звенности товародвижения, %; процентное число1 – процентное число отчетного года; процентное число0план – процентное число предшествующего года (планового периода);
- влияние изменения звенности товародвижения на сумму дохода от реализации по формуле:
∆Дзв=
где ∆Дзв – изменение суммы доходов от реализации за счет изменения звенности товародвижения.
Предварительно размеры торговых надбавок необходимо пересчитать в их уровни к товарообороту.